Исследовательский
этап
На этом
этапе идет осмысление полученных результатов, определение учащимися
совместно с педагогом наиболее интересных и посильных для них
тем исследований, изучение литературы, написание докладов, рефератов
и исследовательских работ. Методика написания ученических исследовательских
работ уже в достаточной степени проработана. Нам на первых порах
очень помогли рекомендации по написанию исследовательских работ
для участников конкурса
им.Вернадского и их руководителей.
Значительную сложность составляет выбор
темы исследования. Наиболее распространенная ошибка -
это стремление «объять необъятное», в результате чего тема исследования
оказывается слишком сложной и неподъемной для учащихся. Здесь
эффективно действует принцип – чем уже тема исследования – тем
лучше. Среди наиболее интересных исследований, проведенных по
результатам работы археологического лагеря, оказались работы,
посвященные описанию конкретных небольших археологических памятников,
атрибуции конкретных артефактов. Несмотря на кажущуюся незначительность
такого исследования достигаются все основные цели: исследование
посильно для учащегося и проводится им самостоятельно; создается
ситуация успеха; характеризуя частное, учащийся поневоле должен
освоить общее – эпоху, тенденции, закономерности и др.; учащийся
обретает навыки работы с различными источниками информации и
т.д.
По большому
счету исследовательский характер носят все работы (доклады,
рефераты, сообщения, отчеты), выполняемые по итогам летнего
полевого сезона. Однако мы ведем речь о полноценных исследовательских
работах учащихся. Соблюдение общепринятых в науке стандартов
и правил написания работы составляет понятие
культуры научного исследования. Естесственно, что школьники
ею не владеют. Помочь освоить науковедческие навыки - задача
педагога, точнее в данном случае - научного руководителя. Нередко
сами школьные педагоги не владеют культурой научного исследования
и не придают ей большого значения, что вполне объяснимо. В этом
случае необходимо учиться вместе с учащимися. В отличии от различных
творческих работ исследовательский подход имеет четко установленные
и принятые в научном мире черты. Композиция и структура исследовательской
работы стандартны, от этих правил нельзя отступать. Что же должно
присутствовать в исследовательской работе? Руководители секции
"Региональное краеведение" XV Всероссийских юношеских
чтений им. В.И.Вернадского (2008г.) выделяют 13 позиций, определяющих
формальные признаки научного исследования: актуальность исследования,
цель исследования, задачи исследования, объект исследования,
предмет исследования, гипотеза исследования, обзор литературы
(историография вопроса), характеристика источников, характеристика
методов, использовавшихся при написании работы, наличие выводов
(заключение), наличие выводов, соответствующих задачам данной
конкретной работы, наличие ссылок на источники и литературу
в тексте работы, наличие списка источников и литературы.
Подробнее...
Проведение
современного исследования и оформление его результатов невозможно
без применения компьютера и современных информационных технологий.
Иначе исследование неминуемо будет неполным, результаты будут
оформлены некачественно. В условиях нашей сельской школы с ограниченным
доступом к специальной литературе необходимо отметить роль Интернета,
использование ресурсов и возможностей которого у нас практически
сняло эту проблему.
Исследовательский
этап у нас не имеет четких временных границ, но обычно занимает
период с сентября по январь-февраль.
В это же время продолжается камеральная обработка находок, требующая
сложных работ (склейка горшков, обработка металлических предметов
и т.п.). Эта работа ведется в школьном Музее,
куда поступают основные находки летнего лагеря и представляет
из себя зачастую также своеобразные проекты.
Исследовательская работа ведется в рамках внеклассной работы
по предмету, а также в рамках учебных часов, отведенных школьным
учебным планом на элективные курсы, исследовательскую и проектную
деятельность из школьного компонента.
Этап реализации
Третий
этап - это представление выполненных работ на различных конференциях,
фестивалях и конкурсах. Использование информационных технологий
на этом этапе позволяет вывести на новый уровень не только представление
работ перед аудиторией (использование презентаций, Web – сайтов
и т.п.), но и значительно расширить саму заинтересованную аудиторию.
Работы учащихся, материалы археологического лагеря и Музея размещены
в Интернете на школьном
сайте. Большую роль имеет участие учащихся в региональных
и Всероссийских конкурсах исследовательских работ. Благо их
сейчас достаточное количество различных уровней и направлений.
Такое завершение работы необходимо, так как для учащихся важно
мнение рецензентов работ, квалифицированный анализ достижений
и недостатков, важно общение со сверстниками. В ходе защиты
своих работ они приобретают опыт современного представления
результатов своей деятельности, умения отобрать главное, аргументировать,
доказывать и т.д. Причем этот опыт им необходим независимо от
направления их дальнейшего образования и как показала практика,
он всегда эффективен. Приведем лишь некоторые примеры исследовательских
работ и проектов учащихся школы, выполненные под руководством
автора, которые помогли им в будущем.
Потворов
А. «Реконструкция поселения
раннего железного века у с. Полужье Выгоничского р-на Брянской
области»- диплом Всероссийского конкурса Моя Малая Родина 2000г.,
грамота лауреата 1 степени Всероссийской олимпиады по школьному
краеведению 2001г.
Чистяков
В. «Археологические исследования в бассейне р.Волосовки
Выгоничского района Брянской области» - грамота лауреата конкурса
им.Вернадского. 2003г.
Путило Д., Кулагин Е., Зверева Б., Минин А., Лапик А. презентация
«Ученые нового тысячелетия» - диплом общеевропейского конкурса
«Joint Multimedia»2004г.
Роганкова
И. «Бляшка поясного ременного набора из Вщижа» грамота
лауреата 1 степени Всероссийской олимпиады по школьному краеведению
2005 г.
Одни из них связали свою судьбу с историей (Потворов А., Чистяков
В. - истфак БГУ, Зверева Б. - истфак МГУ), другие избрали иную
стезю, но всем им пригодились приобретенные навыки.