Сергей Иванович Козленко, Елена Витальевна Саплина
Материалы курса «профильное
обучение и современные образовательные тех-
нологии» : лекции 1–4. – М. : педагогический университет «первое сентября»,
2007.
– 72 с.
текст
лекций 1-4 полностью (с примерами типовых элективных курсов) в формате
PDF скачать
(588 КБ)
Лекция
3
Элективные курсы по истории в профильной школе
1.
Роль элективных курсов в профильном обучении.
2. Какими бывают элективные курсы.
3. Какова структура программы элективного курса.
4. Элективные курсы для предпрофильной подготовки и элективные
курсы для профильной школы.
Важнейшая составляющая часть профильного обучения — элективные курсы.
Это обязательные курсы по выбору учащихся, которые являются составной
частью профильного обучения. Их появление связано с необходимостью более
полного удовлетворения индивидуальных образовательных интересов, потребностей
и склонностей каждого школьника. они выполняют следующие функции: создают
условия для того, чтобы ученик утвердился или отказался от сделанного
им выбора, связанного с направленностью его образовательной стратегии
и с определённым видом профессиональной деятельности; расширяют содержание
одного из базисных курсов, изучение которого осущест вляется на минимальном
общеобразовательном уровне; способст вуют удовлетворению познавательных
интересов в различных об ластях деятельности человека. Элективные курсы
направлены не только на расширение учебного материала, но и на общее культурное
развитие школьника, а также на отработку тех общеучебных умений и навыков,
которые не могут быть в достаточной степени приобретены учащимися на уроках.
Это, прежде всего, грамотная монологическая речь, конспектирование лекций,
работа с информацией по определённой теме, подготовка докладов, рефератов,
создание исследовательских проектов. Элективные курсы являются важнейшим
средством индивидуали зации обучения, они помогают построению индивидуальных
образова тельных программ, т.к. связаны с выбором каждым школьником инди
видуального содержания образования в зависимости от его интересов, способностей
и выбора будущей профессии. Кроме того, элективные курсы расширяют возможности
базовых и профильных курсов. отличие профильной школы от общеобразовательной
в том и состоит, что она призвана учитывать склонности и способности учеников,
создавать условия для обучения в соответствии с их про фессиональными
интересами и намерениями. она помогает стар шекласснику разобраться в
многообразии видов профессиональной деятельности. предположим, ученик
решил, что он будет осваивать социально-экономический профиль. профильными
предметами там являются математика и экономика, обществознание и право,
геогра фия и информатика. но кем он будет конкретно — экономистом, со
циологом, юристом, географом? Для такого решения у него пока нет реального
опыта и практических знаний. Вот здесь и могут помочь элективные курсы.
Именно они открывают возможность для опреде ления индивидуальной образовательной
траектории, помогают при мерить на себе различные образовательные роли:
исследователя, аналитика, эксперта, освоить навыки общения. Спектр элективных
курсов определяется задачами профильной школы, видом учебного заведения,
возможностями класса, группы, учителя. Какие существует виды элективных
курсов? первый вид условно можно назвать «пробными». Для гуманитар ной
области это могут быть курсы, связанные с анализом историчес ких документов,
они предполагают практическую, самостоятельную работу с текстами, помогают
ученику лучше понять специфику гуманитарного знания.
Следующий вид элективных курсов — «ориентационные». Имен но эти курсы
в большей степени ориентированы на овладение умениями, характерными для
определенного вида деятельнос ти, профессии. Как один из вариантов может
быть предложен курс «Вспомогательные исторические дисциплины» или «Науки
— помощницы». Более конкретными курсами данного вида будут, например,
«Знакомство с профессией юриста», «Знакомство с профессией журналиста».
Кроме того, эти курсы будут интегрировать знания учащихся из различных
областей гуманитарных наук, а также способствовать развитию коммуни кативных
способностей. еще один вид элективных курсов — «углублённые», которые
рас ширяют знания того или иного учебного предмета. примером таких курсов
могут быть: «Россия в системе международных отношений в ХХ в.», «Судьба
реформ и реформаторов в России», «История либерального движения в России»,
«Из истории Российской эмиграции» и др. Выделяют ещё «общекультурные»
курсы. они дают знания в тех областях, которые отсутствуют в традиционном
учебном плане, на пример, «История российской эмиграции», «История кино
в ХХ в.», «Шедевры мирового кинематографа», «Музыкальная культура современной
молодежи» и др. В предпрофильных девятых классах в основном будут преобладать
пробные и ориентационные элективные курсы, однако их содержание не должно
повторять программу по изучаемым предметам. перед учениками предпрофильных
классов стоит задача выбрать профиль обучения в старшей школе, а значит,
получить представление о тех видах деятельности, которые они выберут.
Разнообразие элективных курсов открывает широкие возможности для творчества
учителя и вы бора учащихся. Виды элективных курсов определяются в зависимости
от целей обучения. очень важно правильно выбрать вид курса, который задаёт
направление дальнейшей профильной подготовки учащихся. В предпрофильных
классах пробные курсы будут решать следующие з дачи: реализация учеником
интереса к учебному предмету; выявление степени готовности осваивать предмет
на повышенном уровне. Ориентационные курсы предполагают выход за рамки
традицион- ных учебных предметов. они знакомят учащихся с видами профессио
нальной деятельности и разными формами познавательной активнос ти, характерными
для данной дисциплины; они также создают основу для ориентации учеников
в мире современных профессий. Элективные курсы в профильных классах выполняют
следующие функции: они могут «надстраивать» профильный курс, углублять
и расширять его; конкретизировать и детализировать содержание одного из
базисных курсов, предполагающее подготовку к экзаме- ну; они помогают
удовлетворить интересы учащихся в различных областях познавательной деятельности.
приступая к созданию авторского элективного курса или исполь зуя уже опубликованный,
важно помнить, что содержание элек тивных курсов не должно дублировать
обязательные (базовые) предметы. Кроме того, они не должны быть перегружены
новым содержанием. Курсы должны помочь ученику оценить свой потен циал
с точки зрения образовательной перспективы, а также способст вовать созданию
положительной мотивации в познавательно деятельности. основные формы учебных
занятий на элективных курсах следую щие: работа с научными и публицистическими
текстами, дискуссии, беседы, интерактивные лекции, проведение элементарного
научного исследования. они направлены на знакомство с определёнными видами
деятельности в той или иной образовательной области. по итогам занятий
на элективных курсах в настоящее время не предполагается итоговая аттестация.
однако при освоении любой программы подразумевается достижение определённых
результа тов, которые необходимо диагностировать в ходе учебного процесса
К формам отчётности можно отнести собеседование, семинар, защи ту рефератов,
защиту проекта, участие в круглых столах, ролевых играх. Выбор учителем
форм отчётности зависит от целей и тематики элективного курса, особенностей
познавательной деятельности учеников и профессиональных предпочтений учителя.
Как правильно составить элективный курс?
его следует начинать с составления пояснительной записки, где раскрываются
цели и задачи элективного курса, продолжительность обучения, формы обучения,
инструментарий для оценивания полу ченных знаний и умений.
Учебно-тематический план включает в себя: перечень разделов, тем, количество
часов на изучение каждой темы, вид занятий. Мето дические материалы могут
состоять из основных содержательных компонентов по каждому разделу или
теме, подробного или краткого описания форм проведения занятий, дидактических
материалов. не обходимы также список литературы для учителя и ученика,
в том числе электронные учебные пособия, ссылки на сайты в Интернете.
не всегда учитель ясно и четко может ответить на вопрос — «за чем он преподаёт
данный элективный курс, в какой степени он необходим его ученикам?» нам
представляется, что прекрасным ответом на эти и другие актуальные вопросы
будет своеобраз ная памятка автору элективного курса, которую сформулировал
А.Каспржак в книге «Проблема выбора: элективные курсы в школе» (М., 2004.
С.41) «прежде чем приступить к составлению программы элективного курса,
педагогу полезно ответить на вопросы:
- на каком содержательном материале и через какие формы
работы я смогу наиболее полно реализовать задачи профильной подготовки
(помочь ученику сориентироваться в выборе пути про должения образования
и/или профессиональной деятельности, восполнить пробелы его предыдущей
подготовки, показать типичные для данного профиля виды деятельности, дать
возможность ученику проявить себя и добиться успеха)?
- Чем содержание курса будет качественно отличаться от обязательного для
изучения курса (оно вообще не представлено в общеобразовательном или профильном
предмете; оно пред ставлено «вскользь», о нём лишь упоминается; оно представлено
односторонне, не отражены другие точки зрения и т.п.)?
- Какими учебными и вспомогательными материалами обес печен данный курс
(фонд библиотеки, хрестоматии, сборники, дидактические материалы и т.п.)?
- Какие виды деятельности (профильные и профессионально ориентированные)
возможны в работе с данным содержанием?
- Какие виды работ могут и должны выполнить учащиеся для подтверждения
своей успешности в будущем учении, профессио нальной деятельности?
- Какова доля самостоятельности ученика в работе данного курса, в чём
он может проявить инициативу?
- Какие критерии, ясные педагогу и ученику, позволят оценить успехи в
изучении данного курса?
- Чем может завершиться для ученика изучение курса, какова форма отчётности?».
текст
лекций 1-4 полностью (с примерами типовых элективных курсов) в формате
PDF скачать
(588
КБ)
|