Поляков Г.П., Шинаков Е.А. Основы археологии.

Учебное пособие. - Брянск: Издательство БГУ, 2004. - 138 с

(избранное)

Весь учебник скачать WinRar 2,26 МБ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение............................................................................................................. 3
Тема 1. Предмет, понятие и методы теоретической археологии........................ 5
Сущность археологии............................................................................ 5
Отрасли археологии .............................................................................. 6
Основные понятия и методы теоретической археологии ...................... 9
Методы археологии ............................................................................. 10
Тема 2. История полевой археологии............................................................... 13
История полевой археологии в России и за рубежом до гонца XVIII в. ...... 13
ТемаЗ. История теоретической археологии..................................................... 14
Тема 4. Проблема возникновения человечества. Начало процесса
антропогенеза ...................................................................................... 16
ТемаЗ. Палеолит.............................................................................................. 18
Тема 6. Мезолит ...............................................................................^............... 22
Тема 7. Неолит (новокаменный век). Неолит лесной зоны России.
Возникновение производящего хозяйства........................................... 23
Неолит лесной зоны России (У1-1У - Ш-П тыс. до н.э.)..................... 25
Тема 8. Энеолит. Бронзовый век (Ш-П - I тысячелетия до н.э.).
Зарождение эры металла. Этапы металлургии меди.......................... 28
Тема 9. Общее и особенное в раннеземледельческих культурах эпохи
энеолита и бронзы разных регионов СНГ........................................... 28
Тема 10. Кочевники эпохи бронзы. Время, причины появления, специфика
кочевого скотоводства как хозяйственно-культурного типа ............. 32
Тема 11. Эпоха бронзы Европейской России................................................... 33
Тема 12. Время и значение появления железа. Железный век лесной
полосы России................................................................................... 34
Появление и происхождение железа ................................................. 34
Ранний железный век лесной полосы России................................... 35
Тема 13. Скифская культурная область............................................................ 36
Европейская Скифия......................................................................... 38
Меоты ...........................................................................................I.... 40
Савроматы и сарматы........................................................................ 41
Неапольское царство скифов............................................................. 42
Тема 14. Античная цивилизация в СНГ. Материальная культура греческих
городов Северного Причерноморья ................................................... 43
Херсонесская республика................................................................ 44
Римская культура в Причерноморье.................................................. 46
Тема 15. "Великое переселение народов" в Восточной Европе.
Салтово-Маяцкая культура................................................................ 47
Салтово-Маяцкая культура................................................................ 48
Тема 16. Археологический аспект происхождения славян............................. 50
Теории о прародине славян.........../.................................................. 51
Тема 17. Восточные славяне и их соседи. Восточнославянские
археологические культуры середины I тысячелетия н.э. ................. 52
Восточнославянские культуры накануне образования древнерусского государства (VIII - X вв. н.э.)................................. 53
Тема 18. Археология Древней Руси (домонгольский период -
конец IX- XIII вв.) .......................................................................... 54
Культура Древней Руси..................................................................... 54
Древнерусские поселения по археологическим данным ................. 56
Неукрепленные поселения ............................................................... 58
Тема 19. Соседи Древней Руси ....................................................................... 59
Печенеги, торки, половцы................................................................ 59
Волжская Болгария........................................................................... 61
Основная рекомендуемая учебная, справочная и научная литература
по курсу "Основы археологии"............................................................ 62
Дополнительная литература (по темам) для выборочного
конспектирования и подготовки спецвопросов ................................... 63
Семинарские занятия ....................................Г.................................................. 70
Первый вариант программы семинарских занятий............................ 70
Второй вариант плана проведения семинарских занятий.................... 75
Доклады студентов ........................................................................................... 78
Письменный доклад (спецвопрос) ................................................................... 79
Примерная тематика устных и письменных докладов по археологии и курсовых, бакалаврских и дипломных работ по отечественной и всеобщей истории с использованием археологии ............................... 80
Образцы вопросов к экзамену по археологии для студентов дневного
отделения, специальность "история и право" ..................................... 81
Вопросы к зачёту по курсу "Основы археологии" для студентов ОЗО ............ 83
Приложение
Иллюстрации к тексту пособия...... .................................................... 84
Список иллюстраций и подписи к рисункам ..................................... 134

Отрасли археологии
Как правило, археолог сосредоточивается на более или менее ограниченной тематике - по той простой причине, что сама эта наука слишком обширна и достичь одинаковой квалификации во всех ее областях практически невозможно. Результатом такой специализации явилось формирование нескольких отраслей археологии. Прежде всего, различают первобытную (доисторическую) археологию и археологию исторического периода.
Первобытная археология. Доисторической условно именуют эпоху, предшествующую появлению письменности. Археологи, однако, прилагают это по¬нятие и к обществам, которые обладают письменностью, до настоящего времени не расшифрованной. В соответствии с этим принципом племена майя клас¬сической эпохи, обитавшие на востоке Мезоамерики, прежде причисляли к доисторическим, но после осуществленной в последние два десятилетия XX в. успешной дешифровки системы их письма относят к историческому периоду. Вслед за прочтением в XIX в. клинописи и египетских иероглифов был дешифрован целый ряд древних систем письма, и создавшие их народы перешли в категорию исторических. Археологи настаивают на таком употреблении термина, поскольку культуру народов, письменность которых не расшифрована, исследуют теми же методами, что и культу бесписьменных народов. В таких случаях археолог лишен важнейшей возможности руководствоваться письменными данными и должен опираться в своих построениях исключительно на материальные свидетельства.
Археологи, изучающие первобытную эпоху, обычно специализируются накаком-то конкретном регионе, а иногда и периоде. В избранных ими географических и хронологических рамках большинство археологов стремятся исследовать жизнь древнего человека в целом, уже не сосредоточиваясь на одном узком аспекте. Многие специалисты обладают профессиональными знаниями, необходимыми для анализа какой-то одной или нескольких разновидностей данных - к примеру, костей млекопитающих или характера износа орудий, но обычно они объединяют данные своих специальных анализов с заключениями других специалистов для создания более полной картины жизни людей, чем та, которую позволяет получить каждое исследование по отдельности.
Существует, однако, и несколько весьма специальных отраслей. Археология окружающей среды сосредоточена на воссоздании природного окружения древних людей, и ею занимаются почти исключительно специалисты по доистори¬ческой эпохе, поскольку исторические периоды в этом отношении немногим отличаются от современности и обычно хорошо освещены письменными источ¬никами. В рамках этой отрасли археологии выделяются такие направления, как геоархеология (реконструкция окружающей среды по образцам почв и горных пород) и археологическая палинология (воссоздание природного окружения по ископаемой пыльце растений).
Археология исторического периода. Термин "археология исторического периода" используется в двух значениях. Во-первых, им обозначается та область археологии, которая посвящена изучению народов прошлого, обладавших письменностью, и оперирует в своих изысканиях сочетанием письменных и материальных данных. Некоторые ученые отдают предпочтений терминам "археология документированного периода" или "археология, подкрепленная текстами", поскольку они более однозначны и ясно указывают на важность письменных свидетельств. Во втором значении термин "археология исторического периода" упот¬ребляется применительно лишь к Северной Америке и Австралии, где он пони¬мается в смысле археологии народов эпохи колонизации и постколониального времени, т.е. переселенцев, появившихся на этих континентах после их откры¬тия европейцами. Тезис о вкладе археологии в воссоздание истории кажется странным тем, кто полагает, что письменные источники содержат все необходи¬мые сведения об историческом периоде. Между тем письменным свидетельствам присущи многочисленные недостатки. В частности, сосредоточив внимание на конкретных людях или группах, они содержат очень мало сведений обо всем остальном. Весьма неполными часто оказываются даже сведения письменных источников о высших слоях общества, уделяя основное внимание таким пре¬стижным аспектам их деятельности, как политика, но, не касаясь повседневной жизни. Даже если в документах и затронуты столь обыденные (но в археологи¬ческом плане существенные), моменты, нет гарантии, что сведения верны. Ав¬тор свидетельства мог сообщить ложные или не вполне точные данные из-занезнания, небрежности или своих пристрастий. О чем-то автор письменного свидетельства мог умолчать, поскольку полагал, что читателям это известно. В силу всех названных причин материальные данные археологии существенно уравновешивают свидетельства письменных источников.
В рамках археологии исторического периода существует несколько направ¬лений. Средневековая археология изучает деятельность обитателей Европы эпохи Средневековья; постсредневековая археология исследует период, последовавший за Средними веками и продолжающийся вплоть до наших дней, вследствие чего ее хронологические рамки соответствуют рамкам археологии исторического пе¬риода Северной Америки и Австралии. Военная археология занята исследова¬нием полей сражений, оборонительных сооружений и других мест, связанных с военными действиями. Промышленная археология занимается изучением тех¬нических и производственных объектов и возникавших вокруг них поселений. Особым направлением в археологии является подводная археология - т.е. изу¬чение следов кораблекрушений, направленное на поиски остатков затонувших судов, а также оказавшихся под водой поселений и сооружений. Занимаются этим главным образом специалисты по археологии исторического периода. Эти исследования, обеспечивающие получение богатой информации о технологии судостроения, важны и для изучения других сфер человеческой деятельности. Так, обследование найденных в Средиземном море кораблей бронзового века и более поздних эпох позволило получить подробный перечень товаров, служив¬ших объектами межрегиональной торговли; найти эти сведения, ключевые для понимания экономических и торговых связей между странами Средиземномор¬ского бассейна, в письменных источниках невозможно. Различие в условиях проведения изысканий под водой и на земле обусловило разработку специалис¬тами по следам кораблекрушений собственной системы полевых методик, отли¬чающихся от тех, которыми пользуются их коллеги., работающие на суше.
Специфической отраслью археологии является ландшафтная археология, изучающая воздействие людей прошлого на окружающую природную среду. Специалисты в этой области исследуют следы террасного земледелия и других видов хозяйственной деятельности, но главное внимание уделяют паркам, усадьбам и иным объектам, обладающим эстетической ценностью.
Особое место в археологии исторического периода занимают античная архео¬логия и смежные с ней направления. Античная археология изучает древнюю Грецию и Древний Рим, а также связанные с ними регионы. В центре внимания египтологии находится древний Египет, ассириология сосредоточена на исследовании древней Месопотамии. Все эти направления выросли из интереса к древнему искусству, который у специалистов по античной археологии сочетается со внимани¬ем к литературе античного мира. В итоге ученые, работающие в этой сфере, счи¬тают себя гуманитариями-классиками и держатся несколько особняком от остальных археологов, связанных преимущественно с традициями антропологии, исто¬рии и общественных наук. В последнее время античная археология несколько рас¬ширила поле своей деятельности, начав уделять больше внимания изучению ма¬териальной культуры и повседневной жизни, что означает установление определенных связей с представителями других отраслей археологии.

Основные понятия и методы теоретической археологии
В археологическом плане история человечества делится на периоды в зависи¬мости от тех материалов, из которых изготавливались основные орудия труда: ка¬менный, бронзовый и железный век. Века делятся на археологические культуры. Тех, кто пользовался найденными орудиями, называют "носителями культуры".
Археологическая культура - это группа памятников (поселений, могиль¬ников, жилищ и иных сооружений, орудий труда,, украшений и т.д.), ограничен¬ных определенным временем и территорией, обладающих определенным сход¬ством и внутренним единством, выражающимся в общности типов жилищ, форм орудий, украшений, керамики, погребального обряда и отличающихся от па¬мятников других территорий и эпох. Археологическая культура существовала ранее, и, в то же время, мы имеем ее сейчас в виде ископаемых вещей. Пред¬ставление о культуре складывается по добытым вещам, выявленным обрядам, традициям и т.д. Название археологической культуры происходит от:
1) названия одного из памятников, чаще впервые исследованного, наиболее яркого поселения;
2) особенностей самой культуры: по вещам (культура боевых топоров), по могильникам (культура ямная, катакомбная, срубная);
3) названия народа (культура царских скифов).
Археологическая культура может соответствовать племени, союзу племен или даже государству. Бывает, что у близкородственных народов существует не¬сколько археологических культур, которые формируются под влиянием времени и соседей (так, у восточных славян минимум четыре культуры). Иногда несколь¬ко народов образуют одну культуру (черняховская культура II - IV вв. - готы, герулы, фракийцы, сарматы, последние крымские скифы и тавры).
Археологический памятник - это любая вещь, поселение, погребение, которые содержат историческую информацию. Размеры памятников различны: от бусины до Великой Китайской стены. Археологическим памятником является каждая вещь - артефакт - на поселении.
Остатки древних поселении или погребений, так же как и другие древние сооружения или вещи, являются специфическим источником, памятником той эпохи, когда они были созданы. Это и есть археологические памятники. Их можноразделить на: поселения (укреплённые - городища и неукреплённые - стоянки, селища), погребения (с надмогильными сооружениями - курганы, мегалиты, гробницы и т.п. и грунтовые - т.е. в грунте - в земле), места добычи камня, древние горные выработки, места выплавки металла, пещеры, древние святи¬лища и наскальные изображения, остатки древних дорог и гидротехнических сооружений и т.п., а также найденные в них вещи, произведения искусства, по¬стройки, сооружения, даже отбросы - всё, что создано человеком и останки са¬мих людей, когда их начинают изучать и исследовать. Данные археологические памятники представляют собой археологические источники. Они содержат в скрытом виде информацию о деятельности людей. Они созданы людьми для удовлетворения своих потребностей, и их, как правило, утилитарный характер является известной гарантией доброкачественности содержащихся в них сведений. Археологические источники более объективны, чем письменные, за исклю¬чением очень редких случаев.
Изучение данных памятников начинается ещё в период их поисков (археологических разведок) и археологических раскопок. Это полевые археологические исследования, которые строго документируются составлением чертежей, фотографированием, описанием в дневниках и отбором необходимых материалов на анализ. По степени сложности работа археолога может сравниться с работой хирурга, т.к. малейший промах археолога приводит к гибели древнего объекта, скрытого под слоем земли, - ведь один и тот же объект не раскопаешь дважды. При раскопках мало вскрыть, не потревожив остатки древнего поселения, погребения. Нужно законсервировать, сохранить находки от гибели, подробно всё описать, сфотографировать, зарисовать всё найденное и взять мате¬риалы на анализ. После этого необходимо произвести камеральную обработку добытых материалов.


Методы археологии
Важнейшим является метод систематизации и хронологического определе¬ния археологических памятников и предметов (типологический метод). Он ос¬нован на классификации древних предметов (орудия труда, керамика, оружие и т.д.) по материалу, способу обработки, форме, орнаменту. Вещи одного типа и назначения по отличающимся деталям размещаются в эволюционно-типологи-ческие ряды, сравниваются друг с другом, со стратиграфией поселений и с ком¬плексами вещей из погребений. В конечном итоге этот метод ориентирован на выявление археологической культуры: выделение культурно разнородных или однородных и функциональных групп предметов.
Вместе с тем широко применяются другие, в основном, естественнонауч¬ные., методы исследования археологических источников: определение материала и структуры предметов, экспериментальный метод определения приёмов их изготовления, трассологический метод определения функций назначения пред¬метов и др. Все они направлены к одной цели - получить как можно более пол¬ную информацию при исследовании археологических предметов. Образцы та¬ких типологических рядов разных категорий предметов разных культур и эпох представлены в иллюстративном приложении.
Среди них особое место занимают методы датировки археологических ис¬точников, как абсолютной., так и относительной:
- радиокарбонный, основанный на том, что накопленный в организме жи¬вотного или растения радиоактивный изотоп углерода с атомным весом 14 (С14) после смерти организма начинает распадаться. Время полураспа¬да известно. Определив степень распада углерода в найденном дереве или в костях животных, можно узнать время, прошедшее со времени смер¬ти животного или с момента гибели дерева. Применим для эпох, значи¬тельно удаленных от нас по времени;
- археомагнитный, основанный на том, что каждая порода, в том числе гли¬на, содержит ферромагнитные примеси. При нагревании глины до 670°С её намагниченность исчезает, а при остывании появляется вновь и при этом по направлению магнитных линий будет соответствовать магнитно¬му полю Земли, существовавшему в момент остывания глиняного изде¬лия. Определив направление магнитных линий в остывшем образце и зная кривые векового хода магнитного поля Земли, можно датировать этот образец;
- дендрохронологический метод заключается в датировке по годичным коль¬цам деревьев. Он позволяет часто с точностью до одного года определить возраст деревянных построек и изделий. Например, по годичным коль¬цам гигантской секвойи американец Дуглас составил хронологическую шкалу на 3250 лет, изучив 800 брёвен из развалин ацтекских поселений. Дендрохронология широко применяется для датировки мостовых в Нов¬городе (их сохранилось 28 ярусов). Извлекая брёвна из оснований новго¬родских церквей, точно датированных по летописи, археологи составили шкалу для определения возраста мостовых и остатков деревянных пост¬роек города.
В последнюю четверть XX в. довольно широко стал использоваться метод термолюминисценции. Дело в том, что если древнюю керамику нагреть до тем¬пературы 400-500°С, то она будет светиться. Свечение тем интенсивнее, чем древнее керамика (современная керамика не светится вообще). Составленные графики интенсивности свечения позволяют узнать дату последнего сильного нагревания керамики, а следовательно, и дату её последнего использования. Кроме вышеперечисленных методов датирования, археологи определяютдаты по интенсивности солнечной радиации (астрофизический метод) и широко применяют методы биогеологического датирования по ленточным глинам, спо¬рам, пыльце, ископаемой фауне. Ленточные глины образовались на дне древних водоёмов за счёт отложений летом светлой (ветер наносит песок и пыль) и ши¬рокой, а зимой тёмной (отмирание подо льдом водорослей, насекомых и рыб) и узкой полосок. Каждая пара полосок (летней и зимней) означает год. Подсчёт полосок даёт возможность определить дату памятника, если культурный слой перекрыт слоем ленточных глин.
Большую роль играет для археологов метод исследования пыльцы и спор в культурных слоях древних поселений. Способность растений производить спо¬ры и пыльцу поистине изумительна. Одно соцветие дуба даёт за лето 0,5 милли¬онов пылинок, соцветие щавеля - до 4 млн., соцветие сосны - около 6 млн. Но только ничтожная часть этого количества пылинок служит для оплодотворения. Громадное же большинство их рассеивается в воздухе, разносится ветром и в дальнейшем оседает на почву, водную поверхность. Падая в далёком прошлом на землю, попадая на дно рек, озёр, болот, морей и океанов, споры и пыльца постепенно покрывались наслоениями пыли, торфа, песка, глины и сохраня¬лись в этих толщах тысячи и миллионы лет... Пробы грунта, содержащие пыль¬цу, берутся с разных глубин и на большой территории. Изучение древней пыль¬цы помогает археологу воссоздать ландшафт прошлого, восстановить историю климата, судить, были ли здесь степь или лес, луг и т.д., что позволяет понять условия жизни и хозяйства людей. Для датирования древнейших памятников археологии применяется изучение менявшейся вместе с климатом фауны. Осо¬бенно показательны в этом отношении останки самых мелких животных - гры¬зунов, и самых крупных - ископаемых хоботных, наиболее чутко реагировав¬ших на природно-климатические изменения.
Таким образом, обработка археологических материалов не ограничивается толь¬ко установлением даты памятника или артефакта. Не менее важно определить на¬значение древних орудий, изучить технику их изготовления, их металлографичес¬кий и химический состав. Археолог С.А.Семёнов изготовил целый ряд орудий тру¬да по образцу древних, а потом стал ими работать. Оказалось, что на изготовление одного орудия уходили минуты, иногда часы, а производительность труда при их использовании оказалась довольно высокой. Иногда нож из кремневого огщепа ре¬зал (и даже точил карандаш) быстрее и лучше, чем современный стальной нож.
В лабораториях функционального анализа Института Археологии РАН срав¬нивались следы работы, которые оставались на каменных орудиях, изготовлен¬ных в наши дни (ими пилили, строгали, резали дерево, кожу, кость, мясо, рыбу) со следами на древних каменных орудиях. Такое изучение следов работы на орудиях называют методом функционального и трассологического ("трасса" -след) анализа. Этот метод дал возможность разгадать немало древних тайн.Древние кости датируются по содержанию фтора: чем древнее кость, тем больше в ней содержится фтора. Другой способ состоит в определении мине¬ральной и неминеральной частей кости: чем кость древнее, тем меньше остаёт¬ся в ней органических веществ.
Естественнонаучные методы датировок прочно вошли в практику археоло¬гических исследований и в большинстве случаев позволили прийти к новым выводам. Однако они не всегда применимы и доступны, что сохраняет важность типологического метода, особенно, в сочетании со статистико-комбинаторными методиками (см. рис.)

ТЕМА 4. ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ
ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. НАЧАЛО ПРОЦЕССА
АНТРОПОГЕНЕЗА

Существует несколько основных теорий возникновения человечества
1) божественная (креционистская) - по Библии человек - творение Бога
2) космическая (создали дилетанты) - человек был привезен инопланетянами, либо занесен в виде молекул или спор;
3) радиационная (автор - Г.Н. Матюшин) - вследствие проникающей радиации обезьяны мутировали и т.д.;
4) эволюционно-трудовая теория Ч. Дарвина-Ф. Энгельса, по которой человек - результат эволюции, а главный фактор его появления - трудовой процесс.

Судя по данным археологии, возраст человечества - около 3 миллионов лет. Древнейшие его представители - австралопитеки - выделились из группы человекообразных обезьян дриопитеков. 2,6 миллиона лет назад появился древнейший человек. Это человек с озера Рудольф в Кении. Возраст человека с берегов р. Омо в Эфиопии - 2,1 миллиона лет. Возраст презинджантропа из Олдовайского ущелья (Танзания) - 1,8 миллиона лет. Всех их называют Ноmo habilis (человек умелый), так как они уже могли изготовлять орудия труда из расколотых галек
Останки самых древних людей найдены в Восточной Африке Но есть и другие находки: на острове Ява в 60-70-е гг. XX в. нашли останки человека возрастом 1,5-2 миллиона лет - т.н. моджокертский питекантроп; в Азии - синантроп Лан-тянь (1,5 миллиона лет) - это так называемый Ното Егесгик (чело¬век выпрямленный). Они заселили территорию Европы от Британии до Китая и Индонезии. Таким образом, Европа относится к территории антропогенеза (ан-тропос - человек (греч.), генезис - рождение). На территории Монако располо¬жен грот Валлоне, где найден охотничий лагерь возрастом 1 миллион лет
В России нашли остатки орудий труда также возрастом 1 миллион лет на стоянке под Горно-Алтайском в Южной Сибири и на Таманском полуострове.
Следует отметить, что в связи с открытием останков человека в других мес¬тах, кроме Восточной Африки, где не было повышенной радиации, снижается значение радиационной теории Г.Н. Матюшина.
Ноmo erectus дал начало двум ветвям человеческой эволюции - неандер¬тальцам и людям современного типа . Первые были тупиковой ветвью и вымерли, а вторые расселились по всему миру.
Однозначно исключаются из антропогенеза Америка, Австралия и Антарктида. Ф. Энгельс также считал родиной человечества Африку, где "обезьяна спустилась с дерева из-за наступления саванны". Первые люди ходили на четвереньках, изредка поднимаясь на задние лапы, о чём говорят сплющенные пальцевые кости. Так продолжалось до периода, отстоящего от нас на 1 млн. лет.

Внешний вид человека: низкий рост, покатый лоб, развитые надбровья, широкий нос. Объем мозга: шимпанзе - 450-500 см3, Номо habilis - 700 см3, питекантроп яванский - 900 см3, синантроп Чжоу-Коу-Тянь - 900-1200 см3, неандерталец- 1200-1600 см3 (речь не развита), современный человек- 1000-2000 см3. В Европе существовало 2 типа неандертальцев: прогрессивная ветвь - тип Эригсдорф (Германия), тупиковая ветвь - тип Шапель (Франция). В период 40-30 тысяч лет назад Homo sapiens сосуществовали с тупиковой ветвью неандертальцев (пещера Крапина - обнаружены расколотые кости неандертальцев с выеденным костным мозгом). Гибрид неандертальца и человека современного вида (Homo sapiens) - человек из пещеры Мугарет-Эс-Схул на горе Кармель в Палестине.
По материалам, из которых изготовлялись орудия труда, история человечества делится на каменный (3 миллиона лет - 4 тысяч лет до н.э.), бронзовый (IV - I тысячелетия до н.э.), железный века (с I тысячелетия до н.э.) В геологическом плане последний отрезок истории нашей планеты подразделяется на третичный период - до 1 миллиона лет, четвертичный, делящийся на плейстоцен (леднико¬вый период - до X тысячелетия лет до н.э.) и - голоцен (послеледниковый пери¬од). До открытия Лики считалось, что человек возник в ледниковом периоде, сейчас по уточненным данным он появился в третичном периоде. Разница между предками человека в объеме мозга, строении тела существенной роли не играет.

Текст учебника полностью скачать WinRar 2,26 МБ

 

Hosted by uCoz