Поляков
Г.П., Шинаков Е.А. Основы археологии.
Учебное пособие.
- Брянск: Издательство БГУ, 2004. - 138 с
(избранное)
Весь учебник
скачать WinRar
2,26 МБ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.............................................................................................................
3
Тема 1. Предмет, понятие и методы теоретической археологии........................
5
Сущность археологии............................................................................
5
Отрасли археологии ..............................................................................
6
Основные понятия и методы теоретической археологии ......................
9
Методы археологии .............................................................................
10
Тема 2. История полевой археологии...............................................................
13
История полевой археологии в России и за рубежом до гонца XVIII в. ......
13
ТемаЗ. История теоретической археологии.....................................................
14
Тема 4. Проблема возникновения человечества. Начало процесса
антропогенеза ......................................................................................
16
ТемаЗ. Палеолит..............................................................................................
18
Тема 6. Мезолит ...............................................................................^...............
22
Тема 7. Неолит (новокаменный век). Неолит лесной зоны России.
Возникновение производящего хозяйства...........................................
23
Неолит лесной зоны России (У1-1У - Ш-П тыс. до н.э.).....................
25
Тема 8. Энеолит. Бронзовый век (Ш-П - I тысячелетия до н.э.).
Зарождение эры металла. Этапы металлургии меди..........................
28
Тема 9. Общее и особенное в раннеземледельческих культурах эпохи
энеолита и бронзы разных регионов СНГ...........................................
28
Тема 10. Кочевники эпохи бронзы. Время, причины появления, специфика
кочевого скотоводства как хозяйственно-культурного типа .............
32
Тема 11. Эпоха бронзы Европейской России...................................................
33
Тема 12. Время и значение появления железа. Железный век лесной
полосы России...................................................................................
34
Появление и происхождение железа .................................................
34
Ранний железный век лесной полосы России...................................
35
Тема 13. Скифская культурная область............................................................
36
Европейская Скифия.........................................................................
38
Меоты ...........................................................................................I....
40
Савроматы и сарматы........................................................................
41
Неапольское царство скифов.............................................................
42
Тема 14. Античная цивилизация в СНГ. Материальная культура греческих
городов Северного Причерноморья ...................................................
43
Херсонесская республика................................................................
44
Римская культура в Причерноморье..................................................
46
Тема 15. "Великое переселение народов" в Восточной Европе.
Салтово-Маяцкая культура................................................................
47
Салтово-Маяцкая культура................................................................
48
Тема 16. Археологический аспект происхождения славян.............................
50
Теории о прародине славян.........../..................................................
51
Тема 17. Восточные славяне и их соседи. Восточнославянские
археологические культуры середины I тысячелетия н.э. .................
52
Восточнославянские культуры накануне образования древнерусского государства
(VIII - X вв. н.э.)................................. 53
Тема 18. Археология Древней Руси (домонгольский период -
конец IX- XIII вв.) ..........................................................................
54
Культура Древней Руси.....................................................................
54
Древнерусские поселения по археологическим данным ................. 56
Неукрепленные поселения ...............................................................
58
Тема 19. Соседи Древней Руси .......................................................................
59
Печенеги, торки, половцы................................................................
59
Волжская Болгария...........................................................................
61
Основная рекомендуемая учебная, справочная и научная литература
по курсу "Основы археологии"............................................................
62
Дополнительная литература (по темам) для выборочного
конспектирования и подготовки спецвопросов ...................................
63
Семинарские занятия ....................................Г..................................................
70
Первый вариант программы семинарских занятий............................
70
Второй вариант плана проведения семинарских занятий....................
75
Доклады студентов ...........................................................................................
78
Письменный доклад (спецвопрос) ...................................................................
79
Примерная тематика устных и письменных докладов по археологии и курсовых,
бакалаврских и дипломных работ по отечественной и всеобщей истории с использованием
археологии ............................... 80
Образцы вопросов к экзамену по археологии для студентов дневного
отделения, специальность "история и право" .....................................
81
Вопросы к зачёту по курсу "Основы археологии" для студентов
ОЗО ............ 83
Приложение
Иллюстрации к тексту пособия...... ....................................................
84
Список иллюстраций и подписи к рисункам .....................................
134
Отрасли
археологии
Как правило, археолог сосредоточивается на более или менее ограниченной
тематике - по той простой причине, что сама эта наука слишком обширна
и достичь одинаковой квалификации во всех ее областях практически невозможно.
Результатом такой специализации явилось формирование нескольких отраслей
археологии. Прежде всего, различают первобытную (доисторическую) археологию
и археологию исторического периода.
Первобытная археология. Доисторической условно именуют эпоху, предшествующую
появлению письменности. Археологи, однако, прилагают это по¬нятие и к
обществам, которые обладают письменностью, до настоящего времени не расшифрованной.
В соответствии с этим принципом племена майя клас¬сической эпохи, обитавшие
на востоке Мезоамерики, прежде причисляли к доисторическим, но после осуществленной
в последние два десятилетия XX в. успешной дешифровки системы их письма
относят к историческому периоду. Вслед за прочтением в XIX в. клинописи
и египетских иероглифов был дешифрован целый ряд древних систем письма,
и создавшие их народы перешли в категорию исторических. Археологи настаивают
на таком употреблении термина, поскольку культуру народов, письменность
которых не расшифрована, исследуют теми же методами, что и культу бесписьменных
народов. В таких случаях археолог лишен важнейшей возможности руководствоваться
письменными данными и должен опираться в своих построениях исключительно
на материальные свидетельства.
Археологи, изучающие первобытную эпоху, обычно специализируются накаком-то
конкретном регионе, а иногда и периоде. В избранных ими географических
и хронологических рамках большинство археологов стремятся исследовать
жизнь древнего человека в целом, уже не сосредоточиваясь на одном узком
аспекте. Многие специалисты обладают профессиональными знаниями, необходимыми
для анализа какой-то одной или нескольких разновидностей данных - к примеру,
костей млекопитающих или характера износа орудий, но обычно они объединяют
данные своих специальных анализов с заключениями других специалистов для
создания более полной картины жизни людей, чем та, которую позволяет получить
каждое исследование по отдельности.
Существует, однако, и несколько весьма специальных отраслей. Археология
окружающей среды сосредоточена на воссоздании природного окружения древних
людей, и ею занимаются почти исключительно специалисты по доистори¬ческой
эпохе, поскольку исторические периоды в этом отношении немногим отличаются
от современности и обычно хорошо освещены письменными источ¬никами. В
рамках этой отрасли археологии выделяются такие направления, как геоархеология
(реконструкция окружающей среды по образцам почв и горных пород) и археологическая
палинология (воссоздание природного окружения по ископаемой пыльце растений).
Археология исторического периода. Термин "археология исторического
периода" используется в двух значениях. Во-первых, им обозначается
та область археологии, которая посвящена изучению народов прошлого, обладавших
письменностью, и оперирует в своих изысканиях сочетанием письменных и
материальных данных. Некоторые ученые отдают предпочтений терминам "археология
документированного периода" или "археология, подкрепленная текстами",
поскольку они более однозначны и ясно указывают на важность письменных
свидетельств. Во втором значении термин "археология исторического
периода" упот¬ребляется применительно лишь к Северной Америке и Австралии,
где он пони¬мается в смысле археологии народов эпохи колонизации и постколониального
времени, т.е. переселенцев, появившихся на этих континентах после их откры¬тия
европейцами. Тезис о вкладе археологии в воссоздание истории кажется странным
тем, кто полагает, что письменные источники содержат все необходи¬мые
сведения об историческом периоде. Между тем письменным свидетельствам
присущи многочисленные недостатки. В частности, сосредоточив внимание
на конкретных людях или группах, они содержат очень мало сведений обо
всем остальном. Весьма неполными часто оказываются даже сведения письменных
источников о высших слоях общества, уделяя основное внимание таким пре¬стижным
аспектам их деятельности, как политика, но, не касаясь повседневной жизни.
Даже если в документах и затронуты столь обыденные (но в археологи¬ческом
плане существенные), моменты, нет гарантии, что сведения верны. Ав¬тор
свидетельства мог сообщить ложные или не вполне точные данные из-занезнания,
небрежности или своих пристрастий. О чем-то автор письменного свидетельства
мог умолчать, поскольку полагал, что читателям это известно. В силу всех
названных причин материальные данные археологии существенно уравновешивают
свидетельства письменных источников.
В рамках археологии исторического периода существует несколько направ¬лений.
Средневековая археология изучает деятельность обитателей Европы эпохи
Средневековья; постсредневековая археология исследует период, последовавший
за Средними веками и продолжающийся вплоть до наших дней, вследствие чего
ее хронологические рамки соответствуют рамкам археологии исторического
пе¬риода Северной Америки и Австралии. Военная археология занята исследова¬нием
полей сражений, оборонительных сооружений и других мест, связанных с военными
действиями. Промышленная археология занимается изучением тех¬нических
и производственных объектов и возникавших вокруг них поселений. Особым
направлением в археологии является подводная археология - т.е. изу¬чение
следов кораблекрушений, направленное на поиски остатков затонувших судов,
а также оказавшихся под водой поселений и сооружений. Занимаются этим
главным образом специалисты по археологии исторического периода. Эти исследования,
обеспечивающие получение богатой информации о технологии судостроения,
важны и для изучения других сфер человеческой деятельности. Так, обследование
найденных в Средиземном море кораблей бронзового века и более поздних
эпох позволило получить подробный перечень товаров, служив¬ших объектами
межрегиональной торговли; найти эти сведения, ключевые для понимания экономических
и торговых связей между странами Средиземномор¬ского бассейна, в письменных
источниках невозможно. Различие в условиях проведения изысканий под водой
и на земле обусловило разработку специалис¬тами по следам кораблекрушений
собственной системы полевых методик, отли¬чающихся от тех, которыми пользуются
их коллеги., работающие на суше.
Специфической отраслью археологии является ландшафтная археология, изучающая
воздействие людей прошлого на окружающую природную среду. Специалисты
в этой области исследуют следы террасного земледелия и других видов хозяйственной
деятельности, но главное внимание уделяют паркам, усадьбам и иным объектам,
обладающим эстетической ценностью.
Особое место в археологии исторического периода занимают античная архео¬логия
и смежные с ней направления. Античная археология изучает древнюю Грецию
и Древний Рим, а также связанные с ними регионы. В центре внимания египтологии
находится древний Египет, ассириология сосредоточена на исследовании древней
Месопотамии. Все эти направления выросли из интереса к древнему искусству,
который у специалистов по античной археологии сочетается со внимани¬ем
к литературе античного мира. В итоге ученые, работающие в этой сфере,
счи¬тают себя гуманитариями-классиками и держатся несколько особняком
от остальных археологов, связанных преимущественно с традициями антропологии,
исто¬рии и общественных наук. В последнее время античная археология несколько
рас¬ширила поле своей деятельности, начав уделять больше внимания изучению
ма¬териальной культуры и повседневной жизни, что означает установление
определенных связей с представителями других отраслей археологии.
Основные понятия и методы теоретической археологии
В археологическом плане история человечества делится на периоды в зависи¬мости
от тех материалов, из которых изготавливались основные орудия труда: ка¬менный,
бронзовый и железный век. Века делятся на археологические культуры. Тех,
кто пользовался найденными орудиями, называют "носителями культуры".
Археологическая культура - это группа памятников (поселений,
могиль¬ников, жилищ и иных сооружений, орудий труда,, украшений и т.д.),
ограничен¬ных определенным временем и территорией, обладающих определенным
сход¬ством и внутренним единством, выражающимся в общности типов жилищ,
форм орудий, украшений, керамики, погребального обряда и отличающихся
от па¬мятников других территорий и эпох. Археологическая культура существовала
ранее, и, в то же время, мы имеем ее сейчас в виде ископаемых вещей. Пред¬ставление
о культуре складывается по добытым вещам, выявленным обрядам, традициям
и т.д. Название археологической культуры происходит от:
1) названия одного из памятников, чаще впервые исследованного, наиболее
яркого поселения;
2) особенностей самой культуры: по вещам (культура боевых топоров), по
могильникам (культура ямная, катакомбная, срубная);
3) названия народа (культура царских скифов).
Археологическая культура может соответствовать племени, союзу племен или
даже государству. Бывает, что у близкородственных народов существует не¬сколько
археологических культур, которые формируются под влиянием времени и соседей
(так, у восточных славян минимум четыре культуры). Иногда несколь¬ко народов
образуют одну культуру (черняховская культура II - IV вв. - готы, герулы,
фракийцы, сарматы, последние крымские скифы и тавры).
Археологический памятник - это любая вещь, поселение, погребение,
которые содержат историческую информацию. Размеры памятников различны:
от бусины до Великой Китайской стены. Археологическим памятником является
каждая вещь - артефакт - на поселении.
Остатки древних поселении или погребений, так же как и другие древние
сооружения или вещи, являются специфическим источником, памятником той
эпохи, когда они были созданы. Это и есть археологические памятники. Их
можноразделить на: поселения (укреплённые - городища и неукреплённые -
стоянки, селища), погребения (с надмогильными сооружениями - курганы,
мегалиты, гробницы и т.п. и грунтовые - т.е. в грунте - в земле), места
добычи камня, древние горные выработки, места выплавки металла, пещеры,
древние святи¬лища и наскальные изображения, остатки древних дорог и гидротехнических
сооружений и т.п., а также найденные в них вещи, произведения искусства,
по¬стройки, сооружения, даже отбросы - всё, что создано человеком и останки
са¬мих людей, когда их начинают изучать и исследовать. Данные археологические
памятники представляют собой археологические источники. Они содержат в
скрытом виде информацию о деятельности людей. Они созданы людьми для удовлетворения
своих потребностей, и их, как правило, утилитарный характер является известной
гарантией доброкачественности содержащихся в них сведений. Археологические
источники более объективны, чем письменные, за исклю¬чением очень редких
случаев.
Изучение данных памятников начинается ещё в период их поисков (археологических
разведок) и археологических раскопок. Это полевые археологические исследования,
которые строго документируются составлением чертежей, фотографированием,
описанием в дневниках и отбором необходимых материалов на анализ. По степени
сложности работа археолога может сравниться с работой хирурга, т.к. малейший
промах археолога приводит к гибели древнего объекта, скрытого под слоем
земли, - ведь один и тот же объект не раскопаешь дважды. При раскопках
мало вскрыть, не потревожив остатки древнего поселения, погребения. Нужно
законсервировать, сохранить находки от гибели, подробно всё описать, сфотографировать,
зарисовать всё найденное и взять мате¬риалы на анализ. После этого необходимо
произвести камеральную обработку добытых материалов.
Методы археологии
Важнейшим является метод систематизации и хронологического определе¬ния
археологических памятников и предметов (типологический метод). Он ос¬нован
на классификации древних предметов (орудия труда, керамика, оружие и т.д.)
по материалу, способу обработки, форме, орнаменту. Вещи одного типа и
назначения по отличающимся деталям размещаются в эволюционно-типологи-ческие
ряды, сравниваются друг с другом, со стратиграфией поселений и с ком¬плексами
вещей из погребений. В конечном итоге этот метод ориентирован на выявление
археологической культуры: выделение культурно разнородных или однородных
и функциональных групп предметов.
Вместе с тем широко применяются другие, в основном, естественнонауч¬ные.,
методы исследования археологических источников: определение материала
и структуры предметов, экспериментальный метод определения приёмов их
изготовления, трассологический метод определения функций назначения пред¬метов
и др. Все они направлены к одной цели - получить как можно более пол¬ную
информацию при исследовании археологических предметов. Образцы та¬ких
типологических рядов разных категорий предметов разных культур и эпох
представлены в иллюстративном приложении.
Среди них особое место занимают методы датировки археологических ис¬точников,
как абсолютной., так и относительной:
- радиокарбонный, основанный на том, что накопленный в организме жи¬вотного
или растения радиоактивный изотоп углерода с атомным весом 14 (С14) после
смерти организма начинает распадаться. Время полураспа¬да известно. Определив
степень распада углерода в найденном дереве или в костях животных, можно
узнать время, прошедшее со времени смер¬ти животного или с момента гибели
дерева. Применим для эпох, значи¬тельно удаленных от нас по времени;
- археомагнитный, основанный на том, что каждая порода, в том числе гли¬на,
содержит ферромагнитные примеси. При нагревании глины до 670°С её намагниченность
исчезает, а при остывании появляется вновь и при этом по направлению магнитных
линий будет соответствовать магнитно¬му полю Земли, существовавшему в
момент остывания глиняного изде¬лия. Определив направление магнитных линий
в остывшем образце и зная кривые векового хода магнитного поля Земли,
можно датировать этот образец;
- дендрохронологический метод заключается в датировке по годичным коль¬цам
деревьев. Он позволяет часто с точностью до одного года определить возраст
деревянных построек и изделий. Например, по годичным коль¬цам гигантской
секвойи американец Дуглас составил хронологическую шкалу на 3250 лет,
изучив 800 брёвен из развалин ацтекских поселений. Дендрохронология широко
применяется для датировки мостовых в Нов¬городе (их сохранилось 28 ярусов).
Извлекая брёвна из оснований новго¬родских церквей, точно датированных
по летописи, археологи составили шкалу для определения возраста мостовых
и остатков деревянных пост¬роек города.
В последнюю четверть XX в. довольно широко стал использоваться метод термолюминисценции.
Дело в том, что если древнюю керамику нагреть до тем¬пературы 400-500°С,
то она будет светиться. Свечение тем интенсивнее, чем древнее керамика
(современная керамика не светится вообще). Составленные графики интенсивности
свечения позволяют узнать дату последнего сильного нагревания керамики,
а следовательно, и дату её последнего использования. Кроме вышеперечисленных
методов датирования, археологи определяютдаты по интенсивности солнечной
радиации (астрофизический метод) и широко применяют методы биогеологического
датирования по ленточным глинам, спо¬рам, пыльце, ископаемой фауне. Ленточные
глины образовались на дне древних водоёмов за счёт отложений летом светлой
(ветер наносит песок и пыль) и ши¬рокой, а зимой тёмной (отмирание подо
льдом водорослей, насекомых и рыб) и узкой полосок. Каждая пара полосок
(летней и зимней) означает год. Подсчёт полосок даёт возможность определить
дату памятника, если культурный слой перекрыт слоем ленточных глин.
Большую роль играет для археологов метод исследования пыльцы и спор в
культурных слоях древних поселений. Способность растений производить спо¬ры
и пыльцу поистине изумительна. Одно соцветие дуба даёт за лето 0,5 милли¬онов
пылинок, соцветие щавеля - до 4 млн., соцветие сосны - около 6 млн. Но
только ничтожная часть этого количества пылинок служит для оплодотворения.
Громадное же большинство их рассеивается в воздухе, разносится ветром
и в дальнейшем оседает на почву, водную поверхность. Падая в далёком прошлом
на землю, попадая на дно рек, озёр, болот, морей и океанов, споры и пыльца
постепенно покрывались наслоениями пыли, торфа, песка, глины и сохраня¬лись
в этих толщах тысячи и миллионы лет... Пробы грунта, содержащие пыль¬цу,
берутся с разных глубин и на большой территории. Изучение древней пыль¬цы
помогает археологу воссоздать ландшафт прошлого, восстановить историю
климата, судить, были ли здесь степь или лес, луг и т.д., что позволяет
понять условия жизни и хозяйства людей. Для датирования древнейших памятников
археологии применяется изучение менявшейся вместе с климатом фауны. Осо¬бенно
показательны в этом отношении останки самых мелких животных - гры¬зунов,
и самых крупных - ископаемых хоботных, наиболее чутко реагировав¬ших на
природно-климатические изменения.
Таким образом, обработка археологических материалов не ограничивается
толь¬ко установлением даты памятника или артефакта. Не менее важно определить
на¬значение древних орудий, изучить технику их изготовления, их металлографичес¬кий
и химический состав. Археолог С.А.Семёнов изготовил целый ряд орудий тру¬да
по образцу древних, а потом стал ими работать. Оказалось, что на изготовление
одного орудия уходили минуты, иногда часы, а производительность труда
при их использовании оказалась довольно высокой. Иногда нож из кремневого
огщепа ре¬зал (и даже точил карандаш) быстрее и лучше, чем современный
стальной нож.
В лабораториях функционального анализа Института Археологии РАН срав¬нивались
следы работы, которые оставались на каменных орудиях, изготовлен¬ных в
наши дни (ими пилили, строгали, резали дерево, кожу, кость, мясо, рыбу)
со следами на древних каменных орудиях. Такое изучение следов работы на
орудиях называют методом функционального и трассологического ("трасса"
-след) анализа. Этот метод дал возможность разгадать немало древних тайн.Древние
кости датируются по содержанию фтора: чем древнее кость, тем больше в
ней содержится фтора. Другой способ состоит в определении мине¬ральной
и неминеральной частей кости: чем кость древнее, тем меньше остаёт¬ся
в ней органических веществ.
Естественнонаучные методы датировок прочно вошли в практику археоло¬гических
исследований и в большинстве случаев позволили прийти к новым выводам.
Однако они не всегда применимы и доступны, что сохраняет важность типологического
метода, особенно, в сочетании со статистико-комбинаторными методиками
(см. рис.)
ТЕМА 4. ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ
ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. НАЧАЛО ПРОЦЕССА
АНТРОПОГЕНЕЗА
Существует несколько основных теорий возникновения человечества
1) божественная (креционистская) - по Библии человек - творение Бога
2) космическая (создали дилетанты) - человек был привезен инопланетянами,
либо занесен в виде молекул или спор;
3) радиационная (автор - Г.Н. Матюшин) - вследствие проникающей радиации
обезьяны мутировали и т.д.;
4) эволюционно-трудовая теория Ч. Дарвина-Ф. Энгельса, по которой человек
- результат эволюции, а главный фактор его появления - трудовой процесс.
Судя по данным археологии, возраст человечества - около 3 миллионов лет.
Древнейшие его представители - австралопитеки - выделились из группы человекообразных
обезьян дриопитеков. 2,6 миллиона лет назад появился древнейший человек.
Это человек с озера Рудольф в Кении. Возраст человека с берегов р. Омо
в Эфиопии - 2,1 миллиона лет. Возраст презинджантропа из Олдовайского
ущелья (Танзания) - 1,8 миллиона лет. Всех их называют Ноmo habilis (человек
умелый), так как они уже могли изготовлять орудия труда из расколотых
галек
Останки самых древних людей найдены в Восточной Африке Но есть и другие
находки: на острове Ява в 60-70-е гг. XX в. нашли останки человека возрастом
1,5-2 миллиона лет - т.н. моджокертский питекантроп; в Азии - синантроп
Лан-тянь (1,5 миллиона лет) - это так называемый Ното Егесгик (чело¬век
выпрямленный). Они заселили территорию Европы от Британии до Китая и Индонезии.
Таким образом, Европа относится к территории антропогенеза (ан-тропос
- человек (греч.), генезис - рождение). На территории Монако располо¬жен
грот Валлоне, где найден охотничий лагерь возрастом 1 миллион лет
В России нашли остатки орудий труда также возрастом 1 миллион лет на стоянке
под Горно-Алтайском в Южной Сибири и на Таманском полуострове.
Следует отметить, что в связи с открытием останков человека в других мес¬тах,
кроме Восточной Африки, где не было повышенной радиации, снижается значение
радиационной теории Г.Н. Матюшина.
Ноmo erectus дал начало двум ветвям человеческой эволюции - неандер¬тальцам
и людям современного типа . Первые были тупиковой ветвью и вымерли, а
вторые расселились по всему миру.
Однозначно исключаются из антропогенеза Америка, Австралия и Антарктида.
Ф. Энгельс также считал родиной человечества Африку, где "обезьяна
спустилась с дерева из-за наступления саванны". Первые люди ходили
на четвереньках, изредка поднимаясь на задние лапы, о чём говорят сплющенные
пальцевые кости. Так продолжалось до периода, отстоящего от нас на 1 млн.
лет.
Внешний вид человека: низкий рост, покатый лоб, развитые надбровья, широкий
нос. Объем мозга: шимпанзе - 450-500 см3, Номо habilis - 700 см3, питекантроп
яванский - 900 см3, синантроп Чжоу-Коу-Тянь - 900-1200 см3, неандерталец-
1200-1600 см3 (речь не развита), современный человек- 1000-2000 см3. В
Европе существовало 2 типа неандертальцев: прогрессивная ветвь - тип Эригсдорф
(Германия), тупиковая ветвь - тип Шапель (Франция). В период 40-30 тысяч
лет назад Homo sapiens сосуществовали с тупиковой ветвью неандертальцев
(пещера Крапина - обнаружены расколотые кости неандертальцев с выеденным
костным мозгом). Гибрид неандертальца и человека современного вида (Homo
sapiens) - человек из пещеры Мугарет-Эс-Схул на горе Кармель в Палестине.
По материалам, из которых изготовлялись орудия труда, история человечества
делится на каменный (3 миллиона лет - 4 тысяч лет до н.э.), бронзовый
(IV - I тысячелетия до н.э.), железный века (с I тысячелетия до н.э.)
В геологическом плане последний отрезок истории нашей планеты подразделяется
на третичный период - до 1 миллиона лет, четвертичный, делящийся на плейстоцен
(леднико¬вый период - до X тысячелетия лет до н.э.) и - голоцен (послеледниковый
пери¬од). До открытия Лики считалось, что человек возник в ледниковом
периоде, сейчас по уточненным данным он появился в третичном периоде.
Разница между предками человека в объеме мозга, строении тела существенной
роли не играет.
Текст учебника
полностью скачать
WinRar 2,26 МБ
|