Рекомендации по проведению отдельных занятий

Занятие 2. ДАЛЕКИЙ ПРЕДОК ЧЕЛОВЕКА

Занятие организуется в форме беседы, которая должна вы¬явить уровень информированности учащихся по изучаемой теме. В ходе беседы и изучения нового материала учащиеся заполняют таблицу. Постановка проблемных вопросов и практических зада¬ний призвана не только дать новые знания, но включить учащих¬ся прежде всего в познавательную деятельность. Таким образом, достигается актуализация и преобразование информации, систе¬матизация и ее структурирование. Учащиеся выполняют логиче¬ские операции, направленные на обнаружение связей заданных параметров с содержанием. Предлагается следующая форма таблицы:

НАЗВАНИЕ ПЕРИОДА

МЕСТО ОБНАРУЖЕНИЯ ОСТАНКОВ, ИХ ВОЗРАСТ

ФОРМА ЧЕРЕПА, ОБЪЕМ МОЗГА

ПОХОДКА, РЕЧЬ

РОСТ, МАССА, ДРУГИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПИЩА, ЖИЛИЩЕ, ЗАЧАТКИ КУЛЬТУРЫ

           

Структурирование изученного материала призвано наглядно показать эволюционное развитие человеческого общества.

Занятие 4. ОБРАЗ ЖИЗНИ ДРЕВНЕЙШИХ ЛЮДЕЙ
Лекционно-практическое занятие. Цель занятия — формиро¬вание умения на основе исходных данных (текст, фрагменты нахо¬док) реконструировать исторические объекты, события. Учащиеся делают зарисовки основных видов орудий труда, технологических схем их изготовления. Проводят аналогии с современностью. Со¬бирают бумажную модель: археологи нашли скопление кремневых отщепов; необходимо их собрать, чтобы получить исходную форму и реконструировать технологию изготовления ножевидных пла¬стин каменного века.

Занятие 5. ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ «ВОСПОМИНАНИЕ О ПРОШЛОМ»
Цель занятия — развитие творческих способностей учащихся, закрепление умения, на основе изученного реконструировать ис¬торические объекты, события, представление собственной версии происходивших событий. Учащиеся делятся на три сценические группы соответственно темам представления: «Первобытные охотники», «Демиурги», «Шаманы».

Занятие 7. ОТ ХОЗЯЙСТВА ПРИСВАИВАЮЩЕГО К ХОЗЯЙСТВУ ПРОИЗВОДЯЩЕМУ
Семинар. Учащиеся самостоятельно готовят ответы, исполь¬зуя рекомендованную литературу на предложенные вопросы. Вопросы к семинару должны быть связаны логикой таким обра¬зом, чтобы ответы на них дали учащимся картину перехода чело¬века от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Например:
1. Место мезолита и неолита в археологической периодизации истории.
2. Изменения в жизни людей мезолита в сравнении с палеоли¬том.
3. Где и когда появились первые земледельцы.
4. Влияние географических условий на занятие людей.
5. Какие изменения произошли в жизни земледельцев и ското¬водов в сравнении с жизнью охотников и собирателей.
Вопросы могут иметь другую формулировку. Допускается увеличение количества вопросов до 6, но не более, так как это не¬избежно повлечет за собой перегрузку учащихся домашним зада¬нием. Возможно распределение вопросов между учащимися для облегчения их подготовки.

Занятие 8. ПАСПОРТ НАХОДКИ
Практическое занятие. Учитель готовит раздаточный матери¬ал: иллюстрации археологических находок, возможно использова¬ние настоящих артефактов или их реплик, моделей. На доске — план воображаемого раскопа, на котором указаны глубина залега¬ния и номер «находки», который соответствует номеру раздаточ¬ного материала. Учащиеся выступают в роли настоящего исследо¬вателя — археолога: делают зарисовку артефакта в выбранном масштабе, указывают выходные данные находки (номер, раскоп, квадрат, глубину залегания), составляют его описание. Если в ка¬честве раздаточного материала используются однотипные вещи, например керамика, возможна организация работы в группах с за¬данием найти различия и сходства артефактов, составить их типо¬логию, классификацию.

Занятие 9. ПУТЕШЕСТВИЕ В БРОНЗОВЫЙ ВЕК
Учащиеся самостоятельно готовят сообщения, используя рекомендованную литературу по предложенным темам. Темы сообщений должны быть выстроены таким образом, чтобы уча¬щиеся смогли составить представление о бронзовом веке как о революционном этапе развития орудий труда и оценить преи¬мущество металлического инвентаря по сравнению с камен¬ным. Темы сообщений могут быть следующими: «Физические свойства меди в сравнении с бронзой», «Технология и техника изготовления бронзовых орудий», «Бронзовые орудия труда», «Изменения в жизни людей бронзового века» и т.д. Продолжи¬тельность сообщений не должна превышать 12 минут, обяза¬тельным условием сообщений является наличие иллюстратив¬ного материала. Тем не должно быть слишком много, чтобы осталось время для вопросов, уточнений, обсуждения и подведения итогов.

Hosted by uCoz