Рекомендации по проведению отдельных занятий
Занятие 2. ДАЛЕКИЙ ПРЕДОК ЧЕЛОВЕКА
Занятие организуется в форме беседы, которая должна вы¬явить уровень
информированности учащихся по изучаемой теме. В ходе беседы и изучения
нового материала учащиеся заполняют таблицу. Постановка проблемных вопросов
и практических зада¬ний призвана не только дать новые знания, но включить
учащих¬ся прежде всего в познавательную деятельность. Таким образом, достигается
актуализация и преобразование информации, систе¬матизация и ее структурирование.
Учащиеся выполняют логиче¬ские операции, направленные на обнаружение связей
заданных параметров с содержанием. Предлагается следующая форма таблицы:
НАЗВАНИЕ
ПЕРИОДА |
МЕСТО
ОБНАРУЖЕНИЯ ОСТАНКОВ, ИХ ВОЗРАСТ |
ФОРМА
ЧЕРЕПА, ОБЪЕМ МОЗГА |
ПОХОДКА,
РЕЧЬ |
РОСТ, МАССА,
ДРУГИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ |
ТРУДОВАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПИЩА, ЖИЛИЩЕ, ЗАЧАТКИ КУЛЬТУРЫ |
|
|
|
|
|
|
Структурирование изученного материала призвано наглядно показать эволюционное
развитие человеческого общества.
Занятие 4. ОБРАЗ ЖИЗНИ ДРЕВНЕЙШИХ ЛЮДЕЙ
Лекционно-практическое занятие. Цель занятия — формиро¬вание умения на
основе исходных данных (текст, фрагменты нахо¬док) реконструировать исторические
объекты, события. Учащиеся делают зарисовки основных видов орудий труда,
технологических схем их изготовления. Проводят аналогии с современностью.
Со¬бирают бумажную модель: археологи нашли скопление кремневых отщепов;
необходимо их собрать, чтобы получить исходную форму и реконструировать
технологию изготовления ножевидных пла¬стин каменного века.
Занятие 5. ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ «ВОСПОМИНАНИЕ О ПРОШЛОМ»
Цель занятия — развитие творческих способностей учащихся, закрепление
умения, на основе изученного реконструировать ис¬торические объекты, события,
представление собственной версии происходивших событий. Учащиеся делятся
на три сценические группы соответственно темам представления: «Первобытные
охотники», «Демиурги», «Шаманы».
Занятие 7. ОТ ХОЗЯЙСТВА ПРИСВАИВАЮЩЕГО К ХОЗЯЙСТВУ ПРОИЗВОДЯЩЕМУ
Семинар. Учащиеся самостоятельно готовят ответы, исполь¬зуя рекомендованную
литературу на предложенные вопросы. Вопросы к семинару должны быть связаны
логикой таким обра¬зом, чтобы ответы на них дали учащимся картину перехода
чело¬века от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Например:
1. Место мезолита и неолита в археологической периодизации истории.
2. Изменения в жизни людей мезолита в сравнении с палеоли¬том.
3. Где и когда появились первые земледельцы.
4. Влияние географических условий на занятие людей.
5. Какие изменения произошли в жизни земледельцев и ското¬водов в сравнении
с жизнью охотников и собирателей.
Вопросы могут иметь другую формулировку. Допускается увеличение количества
вопросов до 6, но не более, так как это не¬избежно повлечет за собой перегрузку
учащихся домашним зада¬нием. Возможно распределение вопросов между учащимися
для облегчения их подготовки.
Занятие 8. ПАСПОРТ НАХОДКИ
Практическое занятие. Учитель готовит раздаточный матери¬ал: иллюстрации
археологических находок, возможно использова¬ние настоящих артефактов
или их реплик, моделей. На доске — план воображаемого раскопа, на котором
указаны глубина залега¬ния и номер «находки», который соответствует номеру
раздаточ¬ного материала. Учащиеся выступают в роли настоящего исследо¬вателя
— археолога: делают зарисовку артефакта в выбранном масштабе, указывают
выходные данные находки (номер, раскоп, квадрат, глубину залегания), составляют
его описание. Если в ка¬честве раздаточного материала используются однотипные
вещи, например керамика, возможна организация работы в группах с за¬данием
найти различия и сходства артефактов, составить их типо¬логию, классификацию.
Занятие 9. ПУТЕШЕСТВИЕ В БРОНЗОВЫЙ ВЕК
Учащиеся самостоятельно готовят сообщения, используя рекомендованную литературу
по предложенным темам. Темы сообщений должны быть выстроены таким образом,
чтобы уча¬щиеся смогли составить представление о бронзовом веке как о
революционном этапе развития орудий труда и оценить преи¬мущество металлического
инвентаря по сравнению с камен¬ным. Темы сообщений могут быть следующими:
«Физические свойства меди в сравнении с бронзой», «Технология и техника
изготовления бронзовых орудий», «Бронзовые орудия труда», «Изменения в
жизни людей бронзового века» и т.д. Продолжи¬тельность сообщений не должна
превышать 12 минут, обяза¬тельным условием сообщений является наличие
иллюстратив¬ного материала. Тем не должно быть слишком много, чтобы осталось
время для вопросов, уточнений, обсуждения и подведения итогов.
|