Потворов И.И.

ПРЕДМЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ОСНОВЫ АРХЕОЛОГИИ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Планирование занятий

№ урока

Тема, форма занятия

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

История,
вооруженная
лопатой
Организационно-
вводное занятие

Роль археологии в
изучении первобытной
эпохи. Археология
исторического периода.
Археологическая
периодизация истории.
Знания и умения
профессионального
археолога

Знакомит учащихся с целями,
задачами,условиями изучения
данного курса
- Уточняет временные рамки и ме-
сто проведения занятий
- Организует и проводит беседу с
учащимися по содержанию с за-
писью основных положений тео-
рии на доске
- Предъявляет список необходи-
мой для изучения учебной литера-
туры
- Подготавливает раздаточный ма-
териал к занятию (контурные карты)
- Показывает на исторической
карте стоянки первобытных людей
- Подготавливает практические
задания для работы с контурной
картой
- Проверяет работу учащихся с
контурными картами

Усваивают информацию
- Выделяют содержание в
соответствии с заданием
преподавателя
- Записывают основные термины,
понятия, исторические периоды
- Работают с историческими
атласами и контурными картами

2

Раздел I. Общий курс археологии
Тема 1. Антропогенез
Далекий предок
человека
Беседа с
постановкой
практических
заданий

Теологическая и уфологи-
ческая версии происхожде-
ния человека. Зарождение
научных представлений о
происхождении человека.
Ч. Дарвин и его теория. Ос-
новные этапы эволюции
человека. Предположитель-
ные предки человека (ор-
рорины,адрипитековые и
т.д.). Австралопитеки (аф-
риканский, афарский, ру-
дольфский, бойсейский)

- Выявляет уровень информиро-
ванности учащихся через беседу с
постановкой проблемных вопросов
- Обучает систематизировать со-
держание по заданным параметрам
- Обучает учащихся формулиро-
вать аргументированные ответы и
выводы
- Организует самостоятельную
познавательную деятельность
учащихся на основе предвари-
тельно подготовленного раздаточ-
ного материала

Участвуют в беседе, формулируя
аргументированные ответы и
выводы
- По заданным учителем
параметрам на основе
раздаточного материала
составляют таблицу

3

Золотой век
охотника-
собирателя
Учебная лекция с эл-
ементами дискуссии

Архантропы.
«Человек умелый» (homo
habilis, homo ergaster).
Влияние биологического
фактора на эволюцию че-
ловека

Подготавливает краткую лекцию
в виде содержательных блоков и
выводов
- Соотносит содержание с во-
зрастными особенностями и уров-
нем обученности учащихся

Усваивают информацию
- Выделяют содержание в соот-
ветствии с заданием преподава-
теля
- Завершают записи в таблице

4

Образ жизни древ¬нейших людей Лекционно-практическое занятие

Присваивающее хозяйство. Охота и собирательство Изготовление орудий (чоп-пер, чопинг, бифас, скре¬бло, ножевидные пластины и т.д.). Технология изгото¬вления орудий (оббивная, отжимная техника, ретушь, нуклеус, отщеп

Осуществляет теоретический анализ содержания - Обобщает содержание в виде содержательных блоков и выводов. Соотносит содержание с возраст¬ными особенностями учащихся - Знакомит учащихся с планом лекции и порядком выполнения практических заданий - Разрабатывает практические за¬дания и подготавливает раздаточ¬ный материал - Управляет учебной деятельно¬стью учащихся - Выявляет ошибочные действия и их корректирует

Усваивают информацию - Выделяют содержание в соответствии с заданием преподавателя Записывают в тетрадь
- Проводят поиск информации в учебной литературе и историче¬ских источниках - Выполняют практические зада¬ния

5

Итоговое повторение и обобщение
Театрализованное представление «Воспоминание о прошлом

Занятия, орудия труда. Первобытные верования. Искусство древнейших людей

Определяет содержание и поря¬док проведения занятия - Подготавливает задания для каждой из групп учащихся, уча¬ствующих в театрализованном представлении - Помогает учащимся определить¬ся в составе групп - Определяет порядок работы экс¬пертной группы Разрабатывает вместе с эксперт-
ной группой критерии оценки рабо-
ты групп
- Знакомит с содержанием, условиями
и порядком проведения занятия

Подводят итоги по результатам
Просмотра

6

Тема 2. Каменный век Движение
к цивилизации
Учебная лекция с
решением
проблемных
вопросов

Нижний палеолит (шелль,
ашель, мустье). Верхний
палеолит (ориньяк,
солютре, мадлен). Техника
изготовления орудий труда
в палеолите. Стоянка
палеолитических людей.
Искусство палеолита

Подготавливает краткую лекцию в
виде содержательных блоков и вы-
водов
- Соотносит содержание с возраст-
ными особенностями и уровнем об-
ученности учащихся
- Знакомит учащихся с планом лекции
- Разрабатывает проблемные во-
просы, подготавливает раздаточный
материал
- Объясняет учебную задачу
- Управляет учебной деятельностью
учащихся
- Выявляет ошибочные действия и
осуществляет их корректировку

Усваивают информацию
- Выделяют содержание в соот-
ветствии с заданием преподава-
теля
- Ведут записи
- Анализируют и объясняют собы-
тия
- Раскрывают характерные приз-
наки эпохи
- Знакомятся с раздаточным ма-
териалом, анализируют его
- Формулируют аргументирован-
ные ответы, выводы

7

Движение
к цивилизации
Учебная лекция с
решением
проблемных
вопросов

По¬следствия изменения климата для жизни людей. Инвентарь людей мезолита Неоли¬тическая революция. Земледелие и скотоводство. Появление ке¬рамики. Новые орудия труда Новые типы жилищ (глинобитные дома и свайные построй¬ки). Селище. Монументальная архитектура (дольмены, кромле¬хи, менгиры).

Подготавливает краткую лекцию в
виде содержательных блоков и вы-
водов
- Соотносит содержание с возраст-
ными особенностями и уровнем об-
ученности учащихся
- Знакомит учащихся с планом лекции
- Разрабатывает проблемные во-
просы, подготавливает раздаточный
материал
- Объясняет учебную задачу
- Управляет учебной деятельностью
учащихся
- Выявляет ошибочные действия и
осуществляет их корректировку

Усваивают информацию
- Выделяют содержание в соот-
ветствии с заданием преподава-
теля
- Ведут записи
- Анализируют и объясняют собы-
тия
- Раскрывают характерные приз-
наки эпохи
- Знакомятся с раздаточным ма-
териалом, анализируют его
- Формулируют аргументирован-
ные ответы, выводы

8

Паспорт находки
Практическое
Занятие

Описание как форма науч-
ной работы. Понятия крите-
рий, артефакт. Виды крите-
риев. Пример описания (ке-
рамика)

Подготавливает краткую лекцию
в виде содержательных блоков и
выводов
- Разрабатывает задания, инте-
грирующие полученные учащими-
ся теоретические знания с прак-
тическими действиями
- Готовит раздаточный материал
- Оценивает результаты работы
учащихся

Выделяют содержание в соот-
ветствии с заданием преподава-
теля
-Делают записи
- Усваивают элементы профес-
сиональной деятельности при со-
ставлении описания артефакта

9

Тема 3. Бронзовый век
Путешествие в брон-
зовый век

Хронологические границы
бронзового века. Свойства
меди. Энеолит. Преимуще-
ства бронзы перед медью.
Подражание каменным ору-
диям труда. Техника литья
(льячка, тигля, матрица). За-
рождение ремесла. Разделение труда. Цивилизация Город как археологический памятник. Древнейшие па¬мятники письменности Погребаль¬ный обряд.

Подготавливает краткую лекцию
в виде содержательных блоков и
выводов
- Подготавливает темы докладов
учащихся и список учебной лите-
ратуры
- Знакомит учащихся с планом за-
нятия и порядком ведения запи-
сей в тетрадях Управляет учебной деятельностью учащихся - Оценивает доклады учащихся

Работают с предложенной учебной литературой
- Составляют краткие доклады по
выбранной теме
- Выступают с подготовленными
докладами перед учащимися
- Усваивают информацию
- Записывают краткое содержа-
ние в тетрадях- Задают вопросы - Оценивают прослушанные до¬клады

10

Тема 4. Брянский край в древности Учебная экскурсия в Брянский областной краеведческий музей

Палеолит на территории Брянской области (Хотылево, Юдиново, Елисеевичи). Мезолит . Неолит Энеолит и бронзовый век (культура боевых топоров). Краткая характеристика: хронология, поселения, погребения, инвентарь, украшения, основные занятия, ареал распространения. Этапы заселения Брянской области.

Использует услуги музейного экскурсовода
- Объясняет учебную задачу и раз¬рабатывает задания для учащихся по содержанию экскурсии - Знакомит учащихся с поведени¬ем в общественных местах и музее

Знакомятся с правилами движе¬ния по проезжей и пешеходной части улицы правилами поведения в автотранспорте Знакомятся с содержанием эк¬скурсии, делают краткие записи и зарисовки

11

Тема 5. Ранний железный век
Основные черты раннего железного века
Учебная лекция

Железо. Трудности и техно¬логия получения железа из руды. Крица. Ковка. Холод¬ная обработка металла (слесарная техника). Асси¬рийцы. Сталь (сплав железа и углерода). Секрет получе¬ния стали (каталитические реакции). Преимущества железа и стали перед медью и бронзой. Развитие орудий труда. Изменения в жизни людей, связанные с развитием хозяйственной деятельности

Осуществляет теоретический анализ содержания - Обобщает содержание в виде со¬держательных блоков и выводов - Соотносит содержание с возраст¬ными особенностями учащихся - Знакомит учащихся с планом лекции - Осуществляет постановку учеб¬ных заданий, которые необходимо выполнить учащимся одновремен¬но с прослушиванием лекционного материала - Проверяет и оценивает выпол¬ненные учащимися задания

Усваивают информацию -Делают краткие записи содер¬жания лекции - Выполняют задания, поставлен¬ные преподавателем

12

Ранний железный век на территории Брянской области. Экскурсия в школьный музей.

Ареал распространения. Памятники Юхновской, Днепро-Двинской и Милоградской культур на территории Брянской области. Время бытования. Типы посе¬лений. Основные занятия. Орудия труда и украшения.


На основе экспозиции музея со¬ставляет содержание учебной эк¬скурсии Объясняет учебную задачу и раз¬рабатывает задания для учащихся по содержанию экскурсии - Знакомит учащихся с поведени¬ем в общественных местах и музее

Знакомятся с содержанием эк¬скурсии, делают краткие записи и зарисовки, знакомятся с правилами поведени¬я в общественных местах и музее

13

Раздел II Туристическая подготовка тема1 Ориентирование по карте и компасу
Карта. Условные обозначения

Виды карт. Легенда карты. Масштаб. Система координат (ши¬рота и долгота). Условные обозначения. Высоты. Ориентирование карты на местности. Магнитный и географиче-
ский полюс Земли. Магнит-
ные аномалии. Азимут

Разрабатывает задания для
практического применения полу-
ченных теоретических знаний
- Управляет практической дея-
тельностью учащихся
- Выявляет ошибочные решения и
действия учащихся и осуществля-
ет их корректировку
- Оценивает усвоение теоретиче-
ских знаний и практических дей-
ствий учащихся

Выполняют практические зада-
ния, усваивая элементы профес-
сиональной деятельности


14

Ориентирование по
карте и компасу
Практическое
занятие на
местности

Ориентирование карты по
компасу. Движение по ази-
муту

Обучает практическим приемам
работы с картой и компасом
- Управляет практической дея-
тельностью учащихся
- Выявляет ошибочные решения и
действия учащихся и осуществля-
ет их корректировку
- Оценивает усвоение теоретиче-
ских знаний и практических дей-
ствий учащихся

Знакомятся с постановкой учеб-
ной задачи
- Прокладывают маршрут движе-
ния на карте
- Выявляют направление движе-
ния по компасу

15

Тема 2. Туристический инвентарь и организация полевого лагеря
Организация поле-
вого археологиче-
ского (туристиче-
ского) лагеря
Видеоурок

Быт археолога и туриста.
Виды палаток. Подготовка
площадки для постановки
палатки (выравнивание,
подсыпка, настил, дренаж).
Как обезопасить палатку от
возгорания и удара мол-
нии. Безопасное освещение
палатки. Дополнительные
укрытия (тент, навес, ве-
тровая ограда).
Кухня (печь, очаг, газовые
и керосиновые горелки).
Свободный доступ к питье-
вой воде. Столовая (тент,
столы и стулья). Личная ги-
гиена (умывальники, поле-
вая баня, туалет). Органи-
зация водного сообщения
(мосты, плоты и лодки)

Подготавливает иллюстративный
или видеоматериал для учебного
занятия
- Подготавливает вопросы для
проверки полученных новых зна-
ний
- Оценивает ответы учащихся

Просматривают видеоматериалы
- Ведут записи и делают зарисов-
ки в тетради, выделяя содержа-
ние в соответствии с заданием
преподавателя
- Участвуют в обсуждении поста-
вленных вопросов, формулируя
аргументированные высказыва-
ния, замечания и выводы

16

Тема 3. Поведение в экстремальных условиях на природе и первая медицинская помощь
ОБЖ в экстремаль ных условиях
Практическое
занятие

Стихийные и техногенные катастрофы. Человеческий фактор. Переломы. Ожоги. Травмы на воде. Со¬трясение головного мозга. Эвакуация из зоны повышенной опасности. Перевязка. Накладывание жгута и шины. Организация транспортировки. Экстренная реанимация.

- Объяснение

Осваивают приемы оказания первой медицинской помощи при различных видах травм


17

Тема 4. Подготовка к походу
Подготовка к походу
Практическое
Занятие

Распределение груза (палатки, продовольствие, инструмент и т.д.). Распределение обязанностей на время похода Составление плана де¬журств. Знакомство с марш¬рутом и планом похода. Осмотр инвентаря (при необходимости - ремонт).

Обучает основам поведения на воде и правилам противопожар¬ной безопасности -

Слушают объяснение учителя, делают записи в тетради

18

Общий инструктаж по технике безо¬пасности
Зачет в тестовой форме или в форме открытых контроль¬ных заданий

Правила дорожного движе¬ния. Поведение в обще¬ственных местах. Поведе¬ние на воде. Противопо¬жарная безопасность

Организует повторение и про¬верку знаний правил дорожного движения, поведения в обще¬ственных местах - Подготавливает контрольные во¬просы для проверки теоретиче¬ских знаний учащихся - Оценивает усвоение

Повторяют правила движения по проезжей и пешеходной части улицы - Выполняют контрольные зада¬ния

Литература:
1. Авдусин Д.А. Основы археологии М., 1989.
2. Бабаян Г. В. Основы археологии. Конспект лекций 2004 г. — 224 c
3. Матюшин Г.Н. Археологический словарь. М., 1996
4. Шинаков Е.А.Поляков Г.П. Основы археологии. Учебное пособие Издательство БГУ 2006.
5. О.В.Горбачев, А.М.Дубровский, Ю.Б.Колосов, В.В.Крашенинников, Е.А.Шинаков История Брянского края часть I с древнейших времен до XIX века. Брянск изд-во БГПУ 2001
6. Т.И.Локтина, Е.И.Геращенкова, М.Д.Курушин, И.И.Потворов, Т.П.Рылько Выгоничская земля от истоков к будущему. Книга очерков. Брянск ГУП «Брянск.обл.полиграф.объединение» 2007г
7. А.А.Чубур И.И. Потворов, Р.В. Новожеев Ю.Б. Журавлева,
Многослойное поселение Скрябино 1 в Выгоничском районе Брянской области // Сборник статей сотрудников филиала МГСУ в г.Брянске. Брянск, 2003, с.70-76.
8. Материалы раздела «Археология в школе» сайта Кокинской СОШ
9. Материалы персонального сайта А.А.Чубура

Hosted by uCoz