Потворов
И.И.
ПРЕДМЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ОСНОВЫ АРХЕОЛОГИИ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ШКОЛЫ
Пояснительная
записка
Программа
пропедевтического предметно-ориентированного курса археологии «Основы
Археологии» предполагает обучение учащихся 9 класса в течение 18 учебных
часов. Обучение содержит познавательный, развивающий и воспитательный
компоненты. Познавательный компонент включает в себя ознакомление учащихся
с теорией археологической науки; выработку у школьников представлений
об основных этапах древнейшего прошлого Брянского края на основе изучения
археологических культур. Развивающий аспект заключается в усовершенствовании
навыков письменной и устной речи; в развитии логики мышления; в развитии
сенсорной и двигательной сферы, вырабатывании умений самостоятельного
получения знаний. Воспитательный компонент предполагает формирование ценностных
ориентиров и убеждений учащихся на основе личностного осмысления социального,
духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем; воспитание
патриотизма и уважения к другим людям. Занятия могут проходить как со
всеми участниками объединения, так и с группой учащихся по отдельно взятой
теме или в виде индивидуальных консультаций при подготовке самостоятельной
работы. Курсовая подготовка направлена на расширение знаний, полученных
в основной школе. Она также предваряет изучение истории в 10 классе на
втором концентре, которое начинается с истории славян. Именно поэтому
курс охватывает только древнейший период истории человечество до раннего
железного века, т.е. тот период, который в 10 классе не изучается. Домашняя
подготовка предусматривается только перед проведением семи¬нарского занятия
и при подготовке театрализованного представления.
Цель курсовой подготовки — способствовать предварительному самоопределению
учащегося в выборе направления собственной деятельности.
Теоретическая и практическая подготовка учащихся направлена на решение
следующих задач:
• формирование мотивации по выбору направления сферы деятельности;
• реализацию учащимися интереса к предмету выбранного профиля;
• ознакомление со спектром профессий гуманитарной сферы и смежных с ней
специальностей;
• создание условий для пробы сил учащимися по выбранному профилю и определению
готовности к обучению на повышенном уровне.
Виды деятельности учащихся
• Работают с исторической картой, определяя территории расселения древнего
человека, местоположение крупнейших ци¬вилизаций.
• Определяют последовательность и длительность процессов становления человеческого
общества.
• Определяют и аргументируют свое отношение к наиболее значимым научным
теориям о происхождении человека.
• Группируют события и явления всеобщей истории по ука¬занному признаку.
• Сравнивают отдельные исторические явления, объясняя, что в них общего
и каковы различия
• Выявляют взаимосвязь между изменениями условий жизни и прогрессивным
развитием общества.
• Определяют причины и следствия исторических процессов.
• Излагают суждения о причинно-следственных связях исто¬рических процессов.
• Составляют краткий конспект лекции.
• Называют характерные, существенные черты происходя¬щих изменений в жизни
древних людей.
• Соотносят единичные исторические факты и общие явления.
• Составляют описание (реконструкцию) исторических со¬бытий, объектов,
образа жизни древнейших людей.
• Рассказывают об условиях и образе жизни людей в разные эпохи.
• Показывают, к каким общим процессам всемирной истории относятся отдельные
исторические факты.
• Участвуют в работе группы по представлению реконструк¬ции исторических
событий.
• Самостоятельно работают с исторической информацией.
• Извлекают и критически осмысливают информацию раз¬ных источников о важнейших,
в том числе неоднозначно оценива¬емых, событиях прошлого.
• Составляют краткое выступление по заданной теме.
• Объясняют смысл основных понятий и терминов всеобщей истории, характеризующих
развитие, пути преобразования жизни общества.
• На основе информации учебника и других исторических ис¬точников выявляют
причины и следствия исторических процессов.
• Аргументированно высказывают свое мнение и выводы.
• Составляют описание исторической находки.
• Ведут записи и зарисовки в соответствии с содержанием и логикой музейной
экскурсии.
• Определяют на местности, плане и карте расстояние, напра¬вление, географические
координаты и местоположение географи¬ческих объектов.
Элективный курс готовит учащихся к осмысленному участию в летнем полевом
сезоне и работе школьного архелогического лагеря. Стимулирует вовлечение
учащихся в исследовательскую деятельность.
Программа
ВВЕДЕНИЕ
(1 час)
Роль
археологии в изучении первобытной эпохи. Археология исторического периода.
Археологическая периодизация истории. Знания и умения профессионального
археолога.
Раздел
I.
ОБЩИЙ КУРС АРХЕОЛОГИИ (11 часов)
ТЕМА 1. АНТРОПОГЕНЕЗ (4 ЧАСА)
ТЕОРИЯ Ч. ДАРВИНА И ДРЕВНЕЙШИЕ ПРЕДКИ ЧЕЛОВЕКА (1 час)
Теологическая
и уфологическая версии происхождения чело¬века. Зарождение научных представлений
о происхождении чело¬века. Ч. Дарвин и его теория. Основные этапы эволюции
человека. Предположительные предки человека (оррорины, адрипитековые и
т.д.). Австралопитеки (африканский, афарский, рудольфский, бойсейский).
АРХАНТРОПЫ. ПАЛЕОАНТРОПЫ (1 час)
«Человек умелый» (homo habilis, homo ergaster). Влияние био¬логического
фактора на эволюцию человека. Ареал обитания древнейших людей и их предков.
«Человек прямоходящий» (ho¬mo erectus). Овладение огнем. Зарождение речи.
Изменения в об¬разе жизни. Начало колонизации. Синантроп. Социальный фак¬тор
эволюции человека.
Гейдельберский человек. Неандерталец. Ареал обитания неан¬дертальцев.
Зарождение религиозных представлений. Почему вы¬мерли неандертальцы? Кроманьонец.
Человек дважды разумный. Возникновение искусства.
ОБРАЗ ЖИЗНИ ДРЕВНЕЙШИХ ЛЮДЕЙ (1 час)
Присваивающее хозяйство. Охота и собирательство. Орудий¬ная деятельность
(чоппер, чопинг, бифас, скребло, ножевидные пластины и т.д.). Технология
каменной индустрии (оббивная, от¬жимная техника, ретушь, нуклеус, отщеп).
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ (1 час)
Занятия, орудия труда. Первобытные верования. Искусство древнейших людей.
ТЕМА 2. КАМЕННЫЙ ВЕК (3 часа)
ПАЛЕОЛИТ И ЕГО ПЕРИОДИЗАЦИЯ (1 час)
Нижний палеолит (шелль, ашель, мустье). Верхний палеолит (ориньяк, солютре,
мадлен). Инвентарь людей палеолита. Техни¬ка изготовления орудий труда
в палеолите. Стоянка палеолитиче¬ских людей. Матриархат. Искусство палеолита.
МЕЗОЛИТ. НЕОЛИТ (1 час)
Хронологические рамки мезолита. Изменение климата. По¬следствия изменения
климата для жизни людей. Переход от кол¬лективной к индивидуальной охоте.
Инвентарь людей палеоли¬та: лук со стрелами, бумеранг, копьеметалка, бола,
гарпун. Приручение собаки. Хронологические границы неолита. Неоли¬тическая
революция. Земледелие и скотоводство. Появление ке¬рамики. Новые орудия
труда (мотыга, жатвенный нож, серп). Микролиты и технология изготовления
составных орудий тру¬да. Новые типы жилищ (глинобитные дома и свайные
построй¬ки). Селище. Монументальная архитектура (дольмены, кромле¬хи,
менгиры).
ОПИСАНИЕ КАК ФОРМА НАУЧНОЙ РАБОТЫ (1 час)
Понятия: «критерий», «артефакт». Виды критериев. Пример описания (керамика).
ТЕМА 3. БРОНЗОВЫЙ ВЕК (1 час)
Хронологические границы бронзового века. Свойства меди. Энеолит. Преимущества
бронзы перед медью. Подражание ка¬менным орудиям труда. Техника литья
(льячка, тигля, матрица). Зарождение ремесла. Разделение труда. Цивилизация.
Город как археологический памятник. Древнейшие памятники письменно¬сти
(клинопись, иероглифы, линейное письмо). Погребальный обряд. Инвентарь
и украшения людей меднокаменного и брон¬зового веков.
ТЕМА 4. БРЯНСКИЙ КРАЙ В ДРЕВНОСТИ (1 час)
Палеолит на территории Брянской области (Хотылево, Юдиново, Елисеевичи).
Мезолит . Неолит Энеолит и бронзовый век (культура боевых топоров). Краткая
характеристика: хронология, поселения, погребения, инвентарь, украшения,
основные занятия, ареал распространения. Этапы заселения Брянской области.
ТЕМА 5. РАННИЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК (2 часа)
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РАННЕГО ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА (1 час)
Металл железо. Трудности и технология получения железа из руды. Крица.
Ковка. Холодная обработка металла (слесарная тех¬ника). Ассирийцы. Сталь
(сплав железа и углерода). Секрет по¬лучения стали (каталитические реакции).
Преимущества железа и стали перед медью и бронзой. Развитие орудий труда.
Измене¬ния в жизни людей, связанные с развитием хозяйственной дея¬тельности.
ПАМЯТНИКИ РЖВ
НА ТЕРРИТОРИИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ (1 час)
Ареал распространения. Памятники Юхновской, Днепро-Двинской и Милоградской
культур на территории Брянской области. Время бытования. Типы посе¬лений.
Основные занятия. Орудия труда и украшения.
Раздел II
ТУРИСТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (6 часов)
ТЕМА 1. ОРИЕНТИРОВАНИЕ ПО КАРТЕ И КОМПАСУ (2 часа)
КАРТА. УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ (1 час)
Виды карт. Легенда карты. Масштаб. Система координат (ши¬рота и долгота).
Условные обозначения. Высоты. Ориентирование карты на местности.
КОМПАС. АЗИМУТ (1 час)
Устройство компаса. Магнитный и географический полюс Зе¬мли. Магнитные
аномалии. Азимут. Ориентирование карты по компасу. Движение по азимуту.
ТЕМА
2. ТУРИСТИЧЕСКИЙ ИНВЕНТАРЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛЕВОГО ЛАГЕРЯ (1 час)
Как правильно выбрать место для палатки. Виды палаток. Подготовка площадки
для постановки палатки (выравнивание, подсыпка, настил, дренаж). Как обезопасить
палатку от возгора¬ния и удара молнии. Безопасное освещение палатки. Дополни¬тельные
укрытия (тент, навес, ветровая ограда).
Инфраструктура полевого лагеря. Кухня (печь, очаг, газовые и керосиновые
горелки). Свободный доступ к питьевой воде. Столовая (тент, столы и стулья).
Личная гигиена (умывальники, полевая баня, туалет). Организация водного
сообщения (мосты, плоты и лодки).
ТЕМА 3. ПОВЕДЕНИЕ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
НА ПРИРОДЕ И ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ (1 час)
Стихийные и техногенные катастрофы. Человеческий фактор. Предвидеть —
значит предотвратить. Дисциплина и соблюдение техники безопасности.
Переломы. Ожоги. Электрический удар. Травмы на воде. Со¬трясение головного
мозга. Эвакуация из зоны повышенной опасности. Перевязка. Накладывание
жгута и шины. Организация транспортировки. Экстренная реанимация.
ТЕМА 4. ПОДГОТОВКА К ПОХОДУ (2 часа)
ПОДГОТОВКА К ПОХОДУ (1 час)
Распределение груза (палатки, еда, инструмент и т.д.). Распре¬деление
обязанностей на время похода. Составление плана де¬журств. Знакомство
с маршрутом и планом похода. Осмотр ин¬вентаря (при необходимости — ремонт).
Распределение по палаткам (лодкам, байдаркам).
ОБЩИЙ
ИНСТРУКТАЖ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ (1 час)
Правила дорожного движения. Поведение в общественных местах. Поведение
на воде. Противопожарная безопасность.
|